Судя по всему, моя статья от 22 июня сего года про звания и знаки различия, с которыми наши советские войска вошли в Великую Отечественную войну, наделала много шуму, среди которого не раз и не два прозвучало, скажем, такое заявление: «Не было подполковников, был старший майор».
Дорогие читатели, где подполковник и где – старший майор?!
Звание подполковника в частях РККА было введено приказом НКО № 226 от 26 июля 1940 года, после Финской кампании, знаками различия стали три шпалы, обозначавшие до этого звание полковника.
В предыдущей статье я приводил эту иллюстрацию, теперь для наглядности выделяю - под вторым номером приводятся шинельная и гимнастерочная петлицы подполковника автобронетанковых войск, а внизу ещё и шеврон, аналогичный шеврону майора! Для меня это значит, что чаще всего подполковники и майоры назначались на одни и те же должности - командир батальона или артиллерийского дивизиона, начальник штаба стрелкового или артиллерийского полка... В течение ВОВ подполковники и майоры нередко назначались командирами полков.
Спецзвание же старшего майора, равно как и другие спецзвания начальствующего состава ГУГБ НКВД, введено Постановлением ЦИК № 20 и СНК СССР № 2256 от 7.10.1935 «О специальных званиях для начальствующего состава ГУГБ НКВД СССР». Знаки различия – два ромба, условно старший майор госбезопасности приравнивался к общевойсковому комдиву, а в 1943 году переаттестовывался в генерал-майоры. Примерная должность старшего майора - начальник отдела в Главном управлении ГБ или территориального (областного, краевого) управления ГБ или НКВД, должность генеральская. Майоры и старшие майоры госбезопасности не командовали батальонами, они руководили подразделениями, состоящими из офицеров и, возможно, нескольких тысяч простых сотрудников.
Таким образом, путать простых майоров РККА (две шпалы) с майорами госбезопасности (один ромб), или подполковников РККА со старшими майорами госбезопасности не рекомендую - себе дороже выйдет!