Что такое нематериальная мотивация персонала
«Мои сотрудники недовольны, что я не хвалю их за хорошо выполненную работу. Я могу с ними быть доброжелательным, но обычно я серьезен в общении с персоналом. Я плачу им нормальные деньги, балую бонусами, но быть с сотрудниками «на короткой ноге» – не мой профиль. Хотя я чувствую, что должен что-то изменить, так как текучка в компании страшная».
Примерно такой разговор состоялся между предпринимателем и профессором одного из российских вузов. Бизнесмен просил порекомендовать книги по методам мотивации, которые работают по принципу похвалы, но не требуют от руководителя менять характер.
Профессор ответил, что существует масса методов нематериальной мотивации, не включающих непосредственную похвалу от руководителя.
Нематериальная мотивация называется еще «внутренней мотивацией». К ней относятся все поощрения персонала за эффективную работу, которые не влияют на зарплату и бонусы.
Нематериальная мотивация – это инструменты стимулирования сотрудников, к которым относится не только похвала, но еще и прочие неденежные награды.оделиться мнением и обсудить статью в >>
Материальная и нематериальная мотивация
Очевидно, в рядовых компаниях популярен материальный способ стимулирования: работнику платят повышенную зарплату за качественную работу. Или прибавляют к стандартной оплате труда бонусы за превышение плановых показателей.
У денежной мотивации есть существенные минусы:
- не все сотрудники понимают, за какое именно дело им выплатили повышенную зарплату;
- материальное стимулирование имеет кратковременный эффект – в среднем, после повышения зарплаты работник трудится лучше два-три месяца, а потом возвращается к прежнему стилю.
Важно! Если фирма платит маленькую базовую зарплату, значительно ниже средней по региону, то материальные методы мотивации будут более эффективны, чем нематериальные. Ведь когда сотрудник не может удовлетворить свои базовые потребности (в еде, в одежде), никакая похвала и признание не сработает: работник будет искать варианты другого заработка или работать «спустя рукава».
Подробнее о том, как разработать систему мотивации персонала, читайте тут >>
Нематериальный способ стимулирования распространен меньше, хотя сотрудники ждут неденежных наград: ощущение вклада в общее благо, возможность быть наставником, обрасти нужными связями, получить признание профессионального сообщества, заботу о здоровье и так далее.
Одна из самых важных задач, которая стоит перед менеджером или руководителем, – это создание особой среды. Той, что поможет всем сотрудникам реализовать свои ожидания, достичь результатов и почувствовать ценность.
Перевести отношения с подчиненными на новый уровень поможет CRM-система от Бизнес.Ру. В ней вы можете устанавливать персональный распорядок дня для каждого сотрудника и при необходимости корректировать его, назначать задачи конкретным сотрудникам, распределяя их по степени важности.
Виды нематериальной мотивации персонала
Владелец компании должен разбираться в нематериальных методах мотивации персонала. Однако, как найти то, что подходит для конкретной компании?
Управление персоналом – это практическая ветвь экономики, поэтому нет четких инструкций, как найти свой метод мотивации. Кроме того, разные исследователи в области нематериального стимулирования основывались на разных подходах.
Выделяют три группы подходов к развитию нематериальной мотивации:
- предметный (основанный на теории Маслоу о пирамиде потребностей);
- процессуальный;
- управленческий.
Пирамида потребностей Маслоу может научить руководителя тому, что помимо желания получать деньги у сотрудников есть стимул работать в безопасности, заботится о своем здоровье (даже у трудоголиков наступает «выгорание», из-за которого они переходят на более легкую работу).
К примеру, именно заботой о здоровье и желанием «пожить для себя» объяснял Сергей Галицкий уход из «Магнита».
Исследованием потребностей для нематериальной мотивации персонала занимался Дэвид МакКлелланд. Он говорил об основных желаниях работников:
- получить власть (влиять на других людей) – обычно это люди, которые стремятся отстаивать точку зрения, но не тираны;
- быть успешными – обычно такие желания у людей, которые склонны к умеренному риску: они могут взять на себя ответственность за развитие ситуации и ждать, что их старания будут поощрены;
- быть причастными к какому-то кругу общения – это люди, которые приходят на работу, чтобы дружить, налаживать отношения, получать новые связи