Изучая литературу, наткнулся на интересный эксперимент, проведенный в лаборатории Н.И. Красногорского (Н.И. Красногорский был учеником И.П, Павлова и одним из первых начал изучать работу работу мозга у детей методом условных рефлексов).
Для понимания исследования немного теории о том, как мы думаем "словами".
И.П. Павлов писал, что основная задача мозга восприятие и переработка сигналов, поступающих из внешней среды. Мозг животных воспринимает в основном непосредственные сигналы раздражители: то, что животное сейчас видит, слышит, обоняет и т.д. Отражение в мозге действительности в форме непосредственных ощущений И. П. Павлов назвал первой сигнальной системой действительности, а сами ощущения — первыми сигналами действительности. Он указывал, что первая сигнальная система у нас, людей, общая с животными, Вы любуетесь формой и красками цветка, чувствуете его аромат, т. е. получаете непосредственные ощущения, первые сигналы действительности.
Вы почувствовали запах розы или лимона, и у вас сейчас же возникло представление о самом цветке и плоде — это следы непосредственных ощущений (вернее, их комплексов). Однако у человека все явления действительности отражаются в мозге не только в форме ощущений, представлений и впечатлений, но и в форме особых условных знаков — слов.
«Слово составило вторую, специально нашу (т. е. человеческую) сигнальную систему действительности. И. П. Павлов подчеркивал, что, с одной стороны, слово удаляет нас от действительности, т. к. здесь отсутствуют непосредственные ощущения (например, слово «роза» не передает ни формы, ни аромата этого цветка, так же как слово «лимон» не вызывает ни зрительных, ни вкусовых, ни обонятельных ощущений — эти слова могут лишь оживить следы ранее полученных непосредственных ощущений), но, с другой стороны, слово дает больше сведений о предмете, чем непосредственные ощущения.
В раннем детстве превалирует первая сигнальная система - дети полностью полагаются на сигналы прямо действующие на нервную систему, поступающие из окружающей среды (особенно когда ребенок еще не понимает слов и не говорит сам), но в определенный период вторая сигнальная система (слово) начинает доминировать над первой. Изучая подобные особенности восприятия Красногорский провел в своей лаборатории интересный эксперимент на детях от трех до семи лет.
При зажигании синего света дети получали засахаренную клюкву, а при зажигании красного — ничего не получали.
Когда у детей таким образом были выработаны условный пищевой рефлекс на синий свет и его задержка, торможение — на красный, приступили к самой интересной части работы: при включении синего света ребенку говорили, что горит красный, и, наоборот, при включении красного света говорили, что горит синий свет. Оказалось, что у всех ребятишек 3—4 лет реакция получалась не на слова, а на тот свет, который горит на самом деле. Когда вспыхивала синяя лампочка, ребенок открывал рот, чтобы получить клюкву, хотя ему говорили, что горит красный свет. Значит, для детей младшего дошкольного возраста действие непосредственного раздражителя (света, который они видели) было сильнее влияния слова. Дети в возрасте около пяти — пяти с половиной лет путались и реагировали то на слова, то на цвет горящей лампочки. Это означает, что, хотя вторая сигнальная система у них уже сформировалась и давала о себе знать, непосредственные ощущения (первая сигнальная система) были пока сильнее. Дети же шести лет и старше в этих опытах почти в 70% проб реагировали именно на слово, а не на горящий свет, т. е. слово становилось для них более сильным сигналом.
Этот эксперимент хорошо демонстрирует влияние силы слова на взаимодействие сигнальной системы нашего мозга, и на сколько к курьезным ситуациям может привести это влияние.