Найти в Дзене
Герои Истории

Ж.Л. Давид – художник в изгнании

(Продолжение статей: «Давид – художник Революции», «Жак Луи Давид – художник Империи»). После поражения и первого отречения Наполеона в 1814 году к власти во Франции возвращается династия Бурбонов. Отрекшийся император отправляется в изгнание на остров Эльба; у его высокопоставленных соратников есть выбор: либо присягнуть «новой-старой» власти, либо уйти в отставку. Закон об амнистии гарантирует неприкосновенность бывшим революционерам и бонапартистам, однако, Жак Луи Давид, лишенный звания придворного художника, решает покинуть Париж. Его мастерская переходит под управление ученика Антуана Гро, который присягнул новому королю Людовику ХVIII. Давид и его семья отправляются в Брюссель, где он открывает новую мастерскую. Художник с энтузиазмом воспринял возвращение Наполеона во Францию в 1815 году и сразу вернулся в Париж, однако, эпопея «ста дней», закончившаяся поражением при Ватерлоо, и вторым отречением, расставила все точки над i и в его дальнейшей судьбе. Жак Луи Давид был изгн

(Продолжение статей: «Давид – художник Революции», «Жак Луи Давид – художник Империи»).

После поражения и первого отречения Наполеона в 1814 году к власти во Франции возвращается династия Бурбонов. Отрекшийся император отправляется в изгнание на остров Эльба; у его высокопоставленных соратников есть выбор: либо присягнуть «новой-старой» власти, либо уйти в отставку. Закон об амнистии гарантирует неприкосновенность бывшим революционерам и бонапартистам, однако, Жак Луи Давид, лишенный звания придворного художника, решает покинуть Париж. Его мастерская переходит под управление ученика Антуана Гро, который присягнул новому королю Людовику ХVIII. Давид и его семья отправляются в Брюссель, где он открывает новую мастерскую.

Художник с энтузиазмом воспринял возвращение Наполеона во Францию в 1815 году и сразу вернулся в Париж, однако, эпопея «ста дней», закончившаяся поражением при Ватерлоо, и вторым отречением, расставила все точки над i и в его дальнейшей судьбе. Жак Луи Давид был изгнан из Франции как «цареубийца» и окончательно обосновался в Брюсселе.

Прусский король Фридрих-Вильгельм III предлагал Давиду занять место министра искусства в Берлине, но художник отказался от этого предложения. Бывший якобинец и убежденный бонапартист, не стал он и просить помилования у нового короля, несмотря на заступничество и хлопоты своих учеников, ставших придворными живописцами при новой власти. В Бельгии Давид сосредоточился на написании частных портретов и на завершении ранее начатых полотен на античную тематику.

Последней широко известной работой живописца стала картина «Венера, обезоруживающая Марса», нарисованная мастером в возрасте 73 лет. На полотне размером 3 на 2,5 метра была изображена богиня любви Венера, отнимающая оружие у бога войны Марса. Гедонистический псевдоромантизм правил бал в это время в культурных столицах Европы. Революция и наполеоновские войны ушли в прошлое, и новая картина Давида соответствовала духу этой эпохи.

В 1824 году работа была отправлена на выставку в Париж. Эта ослепительной красоты картина, ироничная, романтичная и эротичная одновременно, продемонстрировала высочайшее мастерство художника. Однако, по ряду причин, прежде всего политических, эта работа подверглась критике и не стала столь широко известной как "Клятва Горациев".

Венера, обезоруживающая Марса. Художник Ж.Л. Давид, 1823 г
Венера, обезоруживающая Марса. Художник Ж.Л. Давид, 1823 г

Мне хотелось бы отметить ещё одну картину прославленного живописца, которая характеризует художника как портретиста и человека. Это портрет его жены мадам Давид (Пекуль). На фоне остальных картин мастера это полотно выглядит совершенно по-другому, настолько оно наполнено теплотой и чувством.

Мадам Давид, Художник Ж.Л. Давид, 1813 г
Мадам Давид, Художник Ж.Л. Давид, 1813 г

Думаю, что карьера мастера не состоялась бы таким образом, и он не смог бы достичь таких высот, если бы не женитьба в 1782-м году на Маргарите Шарлоте Пекуль, дочери управляющего королевскими зданиями. Эта добрая женщина развелась со своим революционным мужем в 1793 году в знак протеста против голосования за казнь короля Людовика XVI, однако, вернулась к нему спустя два года, исхлопотав освобождение Жака Луи из тюрьмы. Ранее в браке у пары родилось четверо детей.

Увы, после изгнания самому художнику не довелось больше побывать на своей родине. Дни прославленного живописца закончились в Брюсселе в 1825 году. К тому времени Давид обучил более 400 художников, среди которых самыми именитыми стали Антуан Гро, Ж.-А. Энгр, Ф. Фабр, Ж.-Б. Викар, Ф. Жерар, А.Л. Жироде, Ж.П. Дебре.

Жак Луи Давид – человек такой же яркой, бурной и противоречивой судьбы, как и его эпоха, вошел в историю как родоначальник школы «нового классицизма» (неоклассицизма), направления, поднявшего европейское изобразительное искусство на новую высоту.

Д.М.

Продолжение в статье:

Художник и История: Ж.Л. Давид

Начало в статьях:

«Давид – художник Революции»

«Жак Луи Давид – художник Империи»

Делитесь своим мнением, ставьте лайк, подписывайтесь на канал Герои Истории – разнообразный историко-информационный канал на Дзен. Вы найдёте, что у нас почитать.

Будет интересно!