Считается, что впервые коммунистическая идеология стала главенствующей (на государственном уровне) именно в нашей стране чуть более ста лет назад. Социализм, как практическое воплощение этой идеологии, имеет более древние корни (разумеется, если определять социализм как уравнительную систему, а не зацикливаться на «общенародной собственности на средства производства», которой и в СССР фактически не было (собственность была скорее государственной, а не «общенародной»).
В истории были примеры локальных и недолгих попыток образования коммун для решения проблем эпох позднего средневековья или развития капитализма (Флоренция конца XV века, Мюнстер времён анабаптистов, Парижская коммуна), а также современные общины маргиналов (израильские кибуцы или что-нибудь типа Христиании в Копенгагене).
В целом же практический социализм появился только в XIX-XX веках. Но человечеству известны случаи построения общества на уравнительных принципах в масштабах целых государств. В древних Месопотамии и Египте признаки социального уравнительства тоже были, но сейчас я вспомню другие примеры.
Китай (I век нашей эры)
Некто Ван Ман, представитель китайской аристократии, получил блестящее (по тем временам) образование и сделал карьеру при дворе императора. Шаг за шагом - в итоге стал первым министром, затем главным регентом, а в 9 году нашей эры низложил предыдущего правителя, основав новую династию. Как обычно, пришлось бороться с аристократией, заодно Ван Ман хотел улучшить жизнь крестьян и укрепить государство.
Были проведены реформы:
- денежная реформа, наполнившая казну империи (одновременно наличные деньги стали более лёгкими, то есть содержание золота в монетах уменьшилось);
- аграрная реформа (крестьяне получили землю от государства, вместе с тем должны были обрабатывать часть полученного надела и сдавать урожай с него в казну);
- экономическая и торговая реформа (государство монополизировало торговлю зерном, солью, шёлком, ремесленными изделиями);
- налоговая реформа (была введена единая фискальная система).
Разумеется, сопротивление недовольных реформами было немалым, и преобразования шли с большим скрипом. Усугублялось всё постоянной нестабильностью в империи, погодными катаклизмами (наводнения и засухи регулярно приводили к неурожаю и массовому голоду) и войнами с внешними врагами.
Было раскрыто несколько заговоров против правителя-реформатора, подавлено несколько восстаний. Но в 23 году повстанцы взяли-таки столицу штурмом, и Ван Ман "пал смертью храбрых".
Ханьская династия была восстановлена на троне, реформы свёрнуты.
Империя Инков (XV-XVI века нашей эры)
Это было полностью бюрократическое (не в самом плохом смысле этого слова) государство. Бюрократия забирала у общин сельскохозяйственную и ремесленную продукцию и через систему государственного резерва перераспределяла часть запасов, что позволяло избегать угрозы массового голода, а также иметь оружие в необходимом количестве на случай войны.
Через систему тайной полиции и сбор налогов государство контролировало каждого жителя (ежегодно проводилась перепись населения). Отлично было развито дорожное хозяйство (в период наибольшего расширения империи протяжённость больших и малых дорог достигала 25 тысяч километров), что позволяло наладить сбор отчётности и доставку войск при необходимости (кстати, простой народ был не вправе пользоваться этими дорогами - только чиновники). Письменность тоже была – как мы знаем, узелковая.
Была развита судебная система – в качестве наказания за большинство правонарушений использовалась смертная казнь, поэтому и преступлений было мало. Порядок был железный, что признавали испанские колонизаторы, уничтожившие Империю Инков в XVI столетии.
Государство иезуитов в Парагвае (XVII-XVIII века нашей эры)
Существовало на протяжении почти 160 лет в XVII-XVIII веках в центре Южной Америки, на территории современных Парагвая, Бразилии, Аргентины и Боливии.
Иезуитские миссионеры обращали индейцев племени гуарани в католичество, создав в Парагвае своё квазигосударство, базирующееся на жёсткой иерархии и полном контроле рядовых членов общины руководству. Система не была формально самостоятельной – иезуиты подчинялись колониальным властям, просто на удалённых территориях в глубине континента обеспечивалась некая самостоятельность.
Чтобы контролировать обширные территории с потенциально враждебным населением, иезуиты создали армию, частично состоящую из новообращённых индейцев (а офицеры были европейцами). Жили в «редукциях» (укреплённых фортах), где более-менее обеспечивались условия для жизни и ведения хозяйства, работали по распорядку и под контролем (в общем, весьма похоже на колхозы с учётом трудодней).
Всё это причудливо совмещало в себе элементы социализма, рабовладения, крепостничества, теократии и других «измов». Кончилось всё с потерей влияния иезуитов при королевских дворах в Испании и Португалии, а также усилением контроля метрополий за колониями – иезуиты не могли долго сопротивляться колониальным властям.
Сейчас от многих «редукций» остались одни развалины, а от государства иезуитов – строки в энциклопедиях…
Читатели всех стран, ставьте лайки!!! 👍
Читатели всех стран, делитесь с друзьями!!! 👨👩
Читатели всех стран, подписывайтесь!!!
Это поможет мне развивать канал, а вам - плюс в карму :-)