Найти в Дзене

«Пословицы» Брейгеля: разбор картины

Питер Брейгель Старший – нидерландский художник, представитель Северного Возрождения, который прославился картинами, изображающими простых крестьян. Брейгель был современником Микеланджело, однако работал в совершенно ином ключе, нежели прославленные мастера итальянского Ренессанса. Его, как и других голландских художников, мало интересовала идеализированная живопись на мифологические сюжеты, и предметом его интереса были обычные люди и бытовые сценки.

Его картины узнать очень просто: на них всегда много маленьких фигур, изображенных с высокой степенью детализации. Если вам это чем-то напоминает Босха, то вы абсолютно правы: Брейгель видел его работы и сильно вдохновлялся ими.

Высокой степенью безумия и гротеска отличается его картина «Нидерландские пословицы» 1559 г., на которой он изобразил буквальное значение более ста поговорок. Давайте посмотрим, зачем он это сделал и что всё это значит.

-2

Почему крестьяне?
Для начала нужно понять, почему Брейгель писал именно крестьян (из-за чего ему даже дали прозвище «Мужицкий»). Подобные сюжеты уже встречались в миниатюрах для месяцесловов, и при жизни Брейгеля эти сюжеты с их притягательной примитивностью стали крайне популярными.

Художник мало симпатизирует героям своих картин. Скорее всего, он принадлежал к бюргерскому сословию, и известно, что он ходил на деревенские ярмарки и свадьбы, где, переодевшись, выдавал себя за чьего-либо родственника. Насмотревшись на крестьян, он затем с высокой степенью точности изображал их простые лица, неуклюжую походку и грубоватую телесность. Через их фигуры художник высмеивает человеческие слабости и пороки.

Комичность
Эта и другие картины Брейгеля очень комичны: за это художник получил второе прозвище «Шутник». Но это не смех ради смеха: его юмор не исключает морального назидания и нравоучительных комментариев. Как писал Гегель, «нужно знать зло, грех, чтобы поступать морально».

«Нидерландские пословицы»
В XVI в. пословицы были очень популярны: их собирали, записывали и публиковали (например, свой сборник в 1500 г. выпустил философ и ученый Эразм Роттердамский).

Брейгель поставил перед собой амбициозную задачу: изобразить буквальное значение более ста пословиц и поговорок на небольшом (!) полотне размером 117 на 164 см. Источником вдохновения для него стала гравюра Франца Хогенберга.

-3

Картину принято рассматривать как пример «перевертыша», т.е. неправильного мира, где всё пошло наперекосяк – на это указывает перевернутый глобус в левой части картины (к слову, «Мир вверх тормашками» – другое название этой картины).

Значение картины
За оболочкой ярких гротескных образов скрывается религиозный подтекст: Брейгель рассказывает нам о том, что люди теряют духовные ориентиры, и их мир освещает «ложное солнце». Так, в центре мы видим женщину в красном, которая набрасывает синий плащ на мужчину, что, с одной стороны, иллюстрирует пословицу о супружеской измене, а с другой – символизирует человечество, на которое наброшен «синий плащ обмана».

-4
-5

Посмотрите на все происходящее: картина рождает ощущение коллективного безумия и тщетности всего происходящего. НО! Брейгель уводит наш взгляд по диагонали в верхний правый угол картины, где мы видим человека, уплывающего от творящегося хаоса навстречу солнцу,  к виднеющейся вдали церкви. И это не просто солнце, а «истинный свет», т.е. символ истины и божественной мудрости.

-6
-7

Заставляя нас рассматривать картину в таком порядке – двигаясь от мелочной суетливости и безумия к безмятежности водной глади и церкви на горизонте – Брейгель дарит нам надежду на спасение.

Впрочем, оставим назидательный посыл художника и внимательно рассмотрим изображенные им пословицы: есть ли у вас свой фаворит?)

Скачивайте наше приложение. 7 дней бесплатного доступа к видео и аудиолекциям!

Android | iOS

Instagram | VK | Facebook | YouTube | Сайт