Всем доброго времени суток! Я надеюсь, что вы здоровы, а ваша жизнь возвращается в привычное русло после карантина/самоизоляции/stay-at-home order. Несмотря на то, что в США количество заболевших растет, жизнь продолжается. В этом году не только работали и учились дистанционно, но и выпускные в школах прошли в таком же формате. Сегодня я хочу поделиться с вами моими размышлениями о том, что помогает американским подросткам стать успешными людьми.
Ориентация на успех. Мотивы достижения человека можно разделить на две большие группы: ориентация на успех и боязнь неудачи. Кто-то боится получить четверку в школе, потому что для отличника это поражение. Кто-то боится, что родители узнают, что он/она не сделал (а) домашнюю работу. Опять ключевое слово - бояться. И лишь немногие ориентируются на успех. Они не гонятся за пятерками, а изучают разные науки. А если уж не сделали домашнюю работу, то не облажались, а получили новый опыт. Именно поэтому троечники часто успешнее отличников.
В США дети изначально стремятся к успеху. Задача педагога - пробудить интерес к учению, выявить образовательные запросы, подобрать индивидуальный подход к каждому. Как результат, американские подростки не боятся поражений, они осваивают разные направления в науке, искусстве, других отраслях, стремятся найти себя и свое место в жизни, а не просто соответствовать аморфным стандартам, над которыми смеются если не все педагоги, то большинство.
Сравнения. В абсолютно любом учебнике по педагогике в России написано, что нельзя сравнивать ребенка с другим - нужно сравнивать с самим собой - каким был и каким стал. На деле же, вероятно, каждому из нас говорили, что мальчик/девочка за соседней партой лучше/умнее/воспитаннее и т.п. Все это приводит лишь в тому, что у ребенка формировалась неуверенность в себе.
А помните родительские собрания? С каким удовольствием классный руководитель сравнивает детей в одном классе: кто лучше, а кто хуже. Жаль, но не так много учителей, которые поистине понимают, что такое воспитание и образование.
В США ситуация иная. Здесь даже родительские собрания проходят индивидуально для каждого родителя, т.е. никто, кроме вас, не узнает, как учится ваш ребенок, никто его ни с кем другим не сравнивает. Так у детей формируется содержательная адекватная самооценка, а также независимость от мнения окружающих.
“Вы неправильно думаете”. Теперь признаюсь вам, что в прошлом была вузовским преподавателем в России. Я по-прежнему поддерживаю контакты с многими моими студентами. До сих пор вспоминаю историю, когда на моих занятиях одна группа постоянно молчала. Мне тогда начало казаться, что, возможно, я что-то не так делаю, пока одна студентка не сказала: “Мы боимся, что мы неправильно думаем”. Спрашиваю, откуда такое мнение. Студентка ответила, что так им говорили в школе: “Вы неправильно думаете”. Неправильно думать, значит, считать, что можно обижать других, воровать и т.п. Но не выражать свою точку зрения относительно прочитанной книги, например. В США все с точностью, наоборот. Например, после прочтения отрывка из книги может быть задан вопрос, понравился ли этот отрывок. И ребенок имеет полное право сказать, что нет.
“Как я провел лето?”. Это мое любимое. Американские подростки не боятся работать и работают. Им не стыдно работать курьером, официантом, няней. Им не важно, что это непрестижная работа. Они так получают возможность заработать деньги на карманные расходы, чтобы не просить у родителей.
Но самое главное - они могут попробовать разные виды деятельности, чтобы впоследствии выбрать профессию, которая нравится ему/ей по-настоящему, а не из-за советов родителей, учителей и друзей. Большая часть лета еще впереди - работающим старшеклассникам будет, что вспомнить.
В этой статье я не хотела упрекнуть российское образование и его авторитет в мировом сообществе. Я лишь назвала четыре параметра, которые позволяют воспитать успешного человека.
А что сейчас происходит в школах России? Поделитесь опытом.