Дхаммакайя. Ещё немного о разном буддизме.

Дхаммакая - новое движение в буддизме, которое собрало по всему миру миллионы приверженцев. В Таиланде оно тоже существует, но среди подавляющего числа буддистов, так и не воспринимается "нормальным" Учением. В чём же дело? Алмазная Сутра, Тело истинной сущности, как только это течение не пробуют позиционировать его основатели... Действительно, в переводе с санскрита так и переводится "сущностное тело", главное тело Будды, сущность Дхармы - вселенского закона бытия.

храм ДхаммаКайя недалеко от Бангкока с миллионом изображений Будды из золота
храм ДхаммаКайя недалеко от Бангкока с миллионом изображений Будды из золота

О реформе тайского буддизма в период правления Рамы IV Монгута, я уже упоминал. В то время попытка привести в соответствие буддистских принципов и буддистских монашеских канонов привела к образованию как бы двух сообществ Дхаммают-никайя и Маха-никайя. Несколько уважаемых монахов-учителей Ачжанов и сам король, который был монахом целых двадцать семь лет, провели это соответствие. Так зародилось новое направление от ломпо Тоо «интеллектуального буддизма». Само буддистское учение в большой степени освободилось не только от божественности особ королевской крови, но и от божественности индуизма. Следование Учению и соблюдение правил Восьмеричного Пути, с пониманием Четырёх Благородных Истин, указывает человеку путь к просветлению.

Дхаммакайя пытается вести свою родословную именно от этих реформ. Медитация. Многие тайцы, которые занимались буддизмом более углубленно, отмечают несомненную заслугу секты в том, что она учит медитировать. Кстати, большинство медитационных центров, проводящих ретриты для иностранцев – Дхаммакайя. Один мой знакомый тайский гид, сам пробывший три года монахом, отрицает истинность учения этой секты, но очень уважительно отзывается об этих медитационных центрах. И не он один. А почему отрицается истинность? Обычно тайцы ограничиваются мнением тайской сангхи, которая считается это движение раскольническим. Ну, а если разобраться не во внутренних распрях монахов, а по существу? Лично мне это движение напоминает чем-то пресловутую Церковь свидетелей Иеговы, которая «несла в мир учение Христа», зарабатывая на своих приверженцах огромные деньги. Дхаммакайя имеет множество отделений по всему Таиланду во всех провинциях. И богатство этой организации ощутимо без слов. Чего только стоит главный храм в Бангкоке со стадионом для медитаций, самим зданием с миллионом золотых статуэток Будды и 3000 монахов и послушников!

Приведу цитату из одного из описаний сущности отличий этого учения, увиденное мною в интернете – «Действительно, доктрина движения приветствует обогащение как одну из добродетелей, при условии, что часть прибыли идет на благо религиозной общины. К монастырю благоволят многие крупные таиландские бизнесмены, обращающиеся к монахам с просьбой помолиться об их удаче, предсказать исход важных сделок и начинаний». Основатели современной Сутры Алмазного Пути попытались интерпретировать буддизм, как жизненные правила для современной жизни, в которой место денег всё более усиливается. Ведь еще сам Будда говорил, что излишняя аскеза не приводит к просветлению, а значит, надо жить, работать, иметь семью и детей, за_ра_ба_тывать… и наслаждаться жизнью. Ну чем ни правильный взгляд на наш мир? Кто станет отрицать важность материального в нашем мире, когда сама жизнь материальна. И к Дхаммакайя потянулись последователи. Монах Пхра Дхаммачайо, современный лидер движения, позиционировал себя, как прямой последователь «чистого интеллектуального буддизма», которое строится на отрицании божественности. Всё в этом мире зависит от нас, и мы своими делами двигаем наш мир, стремясь к просветлению по Благородному Восьмеричному Пути, указанному Буддой.

одно из изображений основателя  Дхаммакайя - Пхра Дхаммачайо
одно из изображений основателя Дхаммакайя - Пхра Дхаммачайо

Но почему-то стал умалчиваться тот аспект, который развивали средневековые монахи с принцем Чао Фа, королём Рамой IV Монгут. Что мир- это иллюзия, видеть его нам мешают наши страсти и материальные устремления. Что нужно освободиться, хотя бы на время, от всего материального, чтоб обрести истинное понимание мира и своего места в нём. На этом основывалась реформированная Дхамма Виная в противопоставление древнему буддизму с остатками шиваизма и богатыми монахами в богатых монастырях. Монахи не должны иметь денег и материальные потребности свои должны «умерять», дабы достигнуть просветления. В тоже время и были введены правила, когда каждый мужчина может побыть монахом какое-то время, чтоб оставив материальное, при помощи медитаций обрести понимание жизни.

Последователи, так называемого «чистого интеллектуального буддизма» есть не только в Таиланде. Похожие течения Алмазной Сутры представлены вот таким сайтом, одним из множества -

http://www.dhammakayabenelux.org/?fbclid=IwAR3dth60wShzT9iUscBk2YcF43azEDOhDD0-6pQvL-bLK5uMdyYGsd6fJyM

лама Оле Нидал
лама Оле Нидал
традиционное изображение Будды
традиционное изображение Будды

Самым главным представителем Сутры Алмазного Пути стал Лама Оле Нидал. Вот, если честно, сравнить его фото с каноническими изображениями Будды. Вас ничего не настораживает? Он больше похож на проповедника Свидетелей Иеговы, чем на буддистского монаха, тибетского ламу или какого-то другого учителя восточных религий. Всё на «джусе»! Радуйтесь жизни, жизнь – это светлая радость, которую мы обретаем, освободившись от материальных зависимостей! Правильно же? Правильно, но четыре благородные истины Будды говорят, что жизнь – это страдание. А сами буддистские учителя очень спокойны и уравновешенны. Что на Западе адепты несут свои деньги в секту, что на Востоке. Медитируют и обретают … Что они обретают? Ладно в Таиланде. Здесь они обретают чувство уверенности, что следуют «истинному учению» и всё у них в жизни вдруг станет хорошо, если не очень хорошо сейчас. А на Западе? Там обретают уверенность, что следуют древним восточным мудрым законам бытия. И тоже – у них всё будет хорошо. Когда-то. Загипнотизированность колоритом востока и изотерикой всегда шла рука об руку с мошенничеством.

И чтоб не быть голословным, да и предвзятым в этом вопросе, я не настаиваю на собственном мнении. можете посмотреть сайт Алмазного Пути, всё вроде прилично и с благословения великих тибетских учителей.

Я специально не стал касаться скользких вопросов по коррупционным скандалам с основателем течения. Не стал я ничего писать и о самопровозглашённом ламе. Вся статья для размышления читателя. А это - моё личное мнение, личный взгляд на эти новшества в буддизме по всему миру. Как-то так...