О том, как поправки затронули законодательную и судебную ветви власти, пояснения уже были. В части, касающейся исполнительной власти, пока были лишь упоминания в контексте Президента - но поправки не могли не затронуть и Правительство РФ. Разбираемся, что нового в этом отношении предлагается авторами изменений.
1. Поправки предлагают закрепить, что исполнительная власть остаётся за Правительством, но под общим руководством Президента.
В этой части по большому счёту ничего нового, поскольку по факту всё так и было.
2. Предлагается оговорка о том, что Правительство руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, которыми руководит Президент.
Здесь также не получится найти каких-то нововведений, поскольку про распределение полномочий по управлению госорганами поправки уже предусмотрены.
3. Предусмотрены требования к Председателю Правительства и его заместителю, а также к министрам и руководителям федеральных органов исполнительной власти: таковыми могут быть граждане от 30 лет, не имеющие иностранного гражданства или права на постоянное проживание за рубежом; как и прочим высшим чиновникам, им запрещено открывать зарубежные счета/вклады и хранить ценности в зарубежных банках.
При этом так же, как и в прочих случаях, этот запрет легко обходится за счёт организации зарубежной компании даже на имя самих министров - очевидна явная недоработка.
4. Госдума теперь утверждает кандидатуру Председателя Правительства, предложенную Президентом (а не даёт согласие).
Это одна из тех странных поправок, которые не имеют никакого смысла.
5. После трехкратного отклонения кандидатур Председателя Правительства Государственной Думой Президент назначает Председателя Правительства сам (как и ранее), но Госдуму теперь вправе - а не обязан обязательно - распустить.
В данном случае речь идёт не то чтобы об усилении президентской власти - скорее, о более комфортных условиях, потому что новую Госдуму созывать зачастую достаточно сложно.
6. Внесены уточнения о том, что Председатель Правительства не представляет предложений о структуре органов исполнительной власти, если его предшественник освобождён Президентом от должности.
Правка снова техническая и соответствует прочим предлагаемым изменениям.
7. Кандидатуры заместителей Председателя Правительства и министров, кроме силовиков, руководителей органов юстиции и органов по противодействию ЧС и стихийным бедствиям, представляются Госдуме Председателем Правительства для утверждения в недельный срок, после чего соответствующие лица назначаются Президентом, при этом последний не вправе отказать в их назначении после утверждении.
Предполагается, что это те самые широкие права, которые с барского плеча жалует Путин Госдуме. Но мы же помним, кто предлагает эти кандидатуры. Более того, уже следующая поправка снимает все вопросы о том, у кого больше прав:
8. После трехкратного отклонения Госдумой кандидатур Председателя, зампредов Правительства или министров Президент вправе назначить соответствующих лиц самостоятельно из числа кандидатур, предложенных зампредом Правительства; при этом при трёхкратном отклонении более 1/3 кандидатур на должности членов Правительства Президент вправе распустить Госдуму и назначить новые выборы.
Снова усиливается президентская власть. Надо полагать, эта лазейка оставлена на случай, если "Единая Россия" каким-то чудом проиграет следующие выборы - впрочем, углубляться в это мы не будем, поскольку этот канал всё же о праве, а не о политике.
9. Изменения вносятся в норму о Председателе Правительства, согласно которым он действует не только в соответствии с Конституцией, законами и указами Президента, но и на основании распоряжений и поручений главы государства, а кроме того организует работу Правительства и несёт персональную ответственность перед Президентом за деятельность Правительства.
Изменения, по сути, технические, однако режет глаз формулировка о том, что Председатель Правительства отвечает персонально перед Путиным - ой, то есть Президентом. Чтобы хотя бы попытаться создавать ширму демократии, было бы логичнее указать на ответственность перед народом, пусть даже это было бы декларацией.
Перечень полномочий Правительства, указанный в Конституции, предлагается существенно расширить, в частности, следующими обязанностями:
1) проведение социально ориентированной политики в целом, а также политики в целях поддержки, укрепления и защиты семьи, сохранения традиционных семейных ценностей, экологии, а также в области охраны окружающей среды; поддержка научно-технологического развития; обеспечение соцзащиты инвалидов и улучшение качества их жизни.
И снова без существенных изменений. По сути эти вопросы и так были в ведении Правительства, разве что указание на науку и семью дают очередной повод людям, не мыслящим глубоко, покричать о том, как здорово будет после поправок.
2) осуществление мер по поддержке институтов гражданского общества, в том числе некоммерческих организаций, их участие в выработке и проведении государственной политики.
Вот эту правку следует прокомментировать отдельно, потому что она смешная. Некоммерческие организации, как только они становятся неугодны государству, получают или статус "иностранного агента" при определённых условиях, либо просто подвергаются травле в прессе. И хотя справедливости ради не всегда такой негатив неоправдан, всё же попытка сделать либеральный реверанс выглядит максимально нелепо.
3) осуществление мер по поддержке добровольческой (волонтерской) деятельности; содействие развитию предпринимательства и частной инициативы.
Если с волонтёрством всё ясно, то с предпринимательством не очень. Я далёк от того, чтобы говорить, что абсолютно всё в стране плохо, но нельзя не признать, что налоговая нагрузка чрезвычайно высока и частной инициативе (кроме инициативы выплаты зарплат в конверте) способствует чуть хуже чем никак. Справится ли теперь Правительство со своей задачей - вопрос представляется риторическим.
4) обеспечение реализации принципов социального партнерства в сфере регулирования трудовых отношений; принятие мер, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности населения.
Вспоминается создание благоприятных условий в период коронавируса. Посмотрим ещё, чем обернётся досрочный выход из изоляции чтоб организовать голосование по поправкам, но ещё до этого выхода российское государство поступило максимально отрешённо по принципу "сидите дома, вот вам штрафы", поэтому веры в заботу Правительства крайне мало.
5) организация мер, направленных на снижение негативного воздействия на окружающую среду, формирование ответственного отношения к животным.
Здесь хочется вспомнить недавние, свежие истории о том, как пострадали собаки при перевозке "Аэрофлотом". Нет, в этом обвинить Правительство нельзя - но пассивное поведение органов власти в этом вопросе не оставляет надежд на улучшение ситуации при подобных случаях в будущем.
6) создание условий для развития системы экологического образования и воспитания экологической культуры.
Отличное полномочие. Только судя по аварии с разливом топлива в "Норникеле", культуру эту формировать придётся не одно десятилетие. Получится ли?
Последние в этом длинном посте поправки - о возможной отставке Правительства.
1) вопрос о доверии Правительству, который может поставить перед Госдумой Председатель Правительства, подлежит рассмотрению в течение семи дней, и при отказе Госдумой в Доверии Президент теперь вправе отправить Правительство в отставку или распустить Госдуму (а не обязан, как ранее); обязанность же распустить Думу или отставить Правительство возникает только в случае, если Правительство в течение 3 месяцев повторно поставит вопрос о доверии и получит в таком доверии отказ.
Маленькое, но всё же ещё одно дополнение к правам Президента, который получает ещё одну опцию в некоторых случаях не заниматься вознёй вроде выборов, которые отвлекают его от дел государевых.
2) Председатель Правительства, его зам, а также министры могут подать в отставку, которая может быть и не принята (теоретически) Президентом. Если же эти лица от своей должности освобождены, то Президент может поручить им продолжать исполнять те же обязанности до нового назначения или назначить другое лицо. При отставке или сложения полномочий всего Правительства оно по поручению Президента продолжает действовать до формирования нового.
Простой трюк, который позволяет Президенту формировать Правительство по своему усмотрению. Впрочем, в этой части мало что меняется, разве что отдельные аспекты процедуры.
3) Последняя правка предусматривает техническую отсылку на прочие положения Конституции, предусматривающие случаи, когда вопрос о доверии Правительству не может быть поставлен - это случаи, предусмотренные п. 3-5 статьи 109 Конституции, в которые поправки не вносятся, а также не допускается постановка вопросов о недоверии в течение года после назначения Председателя Правительства по результатам трёхкратного отклонения кандидатур на эту должность Госдумой.
В этой части всё, пожалуй, выглядит более-менее логично и направлено на стабильность работы госаппарата. Правда, в этой части стабильности в России хоть отбавляй - получится ли что-то улучшить в России?
Источник фото: https://neftegaz.ru/