Накануне падения Кёнигсберга. Куда спрятать Янтарную комнату?
Как мы знаем, такой фестиваль закончился сравнительно быстро. Победоносное шествие Вермахта сначала захлебнулось под Москвой, а потом, огрызаясь, попятилось назад. Крах Германии становился очевиден, несмотря на старания доктора Геббельса.
Поняли это и в столице Восточной Пруссии. Сначала степенно и не торопясь, а потом и на грани истерики, изо всех населенных пунктов Пруссии потянулись караваны с награбленным добром. Железнодорожный вокзал и морской порт работали на пределе.
Как и ожидалось, опасения оказались далеко не беспочвенные. Первые ласточки - Соколы Черчилля несколько раз отбомбились по Кёнигсбергу. Особенно пострадал Королевский замок. Причем больше всех перепугался Альфред Роде. Ещё бы, дело всей его жизни могло кануть в пожаре бомбежек.
Между прочим, страсть доктора наиболее ярко проявилась при этой бомбежке. Как вспоминала дочь Альфреда, её отец, в тот момент, когда первые бомбы посыпались на замок, сидел в помещении, расположенном над Янтарной комнатой. Очевидно, Роде твердо решил или спасти свое сокровище, или погибнуть вместе с комнатой из солнечного камня.
Немедля, профессор телефонировал в Берлин:
Справедливо полагая, что береженого Бог бережет, профессор отдал распоряжение разобрать и надежно упаковать Янтарную комнату. Через трое суток комнату полностью демонтировали, запечатали в массивные ящики и вынесли во двор Замка. На первый взгляд, такое решение выглядит безумием, но профессор знал свое дело. Налеты союзной авиации совершались в известной манере. Цели для бомбометания выбирались по строгой схеме – жилые кварталы, объекты культуры.
Как результат, уничтожен старейший в Европе университет, оперный театр, Кафедральный собор, банки, жилой сектор и конечно, Королевский замок.
Впрочем, во дворе хранить Янтарную комнату тоже казалось небезопасным, и ценный груз перетащили в подвал, где располагался знаменитый ресторан "Кровавый суд". Опасаясь обрушений основательно потрепанного замка, Роде начал обрывать телефоны, договариваясь о новом месте для хранения Янтарного кабинета.
Благодаря сохранившейся переписке Альфреда Роде, можно проследить пути и варианты спасения янтарного сокровища.
Первым оказался Александр Дон хозяин замка Шлобиттен (современная Польша). Прусский аристократ открестился от доктора, и Альфред бросился к графу Шверину. Хозяин поместья Вильденгоф, Шверин благосклонно принял часть музейных ценностей, но Янтарной комнаты в этом списке не оказалось. Роде внезапно передумал и решил найти убежище надежнее.
В декабре 1944 года, Альфред лично осмотрел несколько замков в Саксонии и счел наиболее подходящими твердыни Вексельбург и Бург Крибштайн. Осталось дело за малым, доставить до места ящики.
С огромным трудом, Роде уговорил гитлеровского чиновника Фризена оказать полное содействие в эвакуации Янтарной комнаты. Хранитель памятников Восточной Пруссии смекнул, что гибель драгоценного артефакта ему не простят, и приказал Альфреду приступить к эвакуации.
Два раза профессора уговаривать не пришлось и уже 12.01.1945 года, Хранитель Янтарной комнаты отрапортовал:
Янтарная комната, самым тщательным образом, упакованная в двадцать пять деревянных ящика в очередной раз разместилась во дворе Королевского замка. Осталось погрузить груз на грузовики и отправить на Железнодорожный вокзал.