В разном возрасте фильмы воспринимаются по - разному. "Сцены из супружеской жизни" Бергмана когда - то я смотрела и это было не моё кино. Пересмотрела и ...пережила каждую минуту. Ингмар Бергман снял этот фильм по собственному сценарию, это его своеобразная исповедь.
В фильме есть раздумья Бергмана о сути творчества. Журналистка, которая готовит материал в формате "семейный портрет" : какие печальные совпадения с моей работой. К сожаленью, наши материалы зачастую так поверхностны, что не имеют ничего общего с реальностью. Бергман чётко показал недопустимость штампов, шаблонов в журналистской работе, которые изнутри её грызут , превращая её живое тело в ветошь. Тема творчества продолжена в судьбе главного героя:Юхана (Эрланд Юзефсон). Этот момент, когда герой даёт на читку свои стихи однокурснице: как он уязвлён! Это мгновения прозрения- понимания - осознания своей посредственности. Да, профессор. Но не поэт! Время осознания своего масштаба личности. Конечно, к Кавказу в целом это не имеет отношения, здесь все великие)))) но это крайне интересные кадры. Природа редко рождает истинных людей искусства, больше прислужников, но желающих быть замеченными, отмеченными, признанными - легион! Но природа нам не подчиняется, и таланты исчисляются единицами, не тысячами. Юхан (Эрланд Юзефсон) переживает личную трагедию осознания своего реального масштаба. Следя за его уязвлённостью, я вспоминала, что где - то в Библии пишется, что Бог о евреях говорит, трогая их - трогаешь моё веко...так и здесь, давая точную оценку слабеньким стихам Юхана, его коллега задевает самые ранимые струны души, самые глубинные. Кстати, Юхан хоть и пишет плохие стихи, очень тонко чувствующий глубокий человек.И очень противоречивый. Следя за ним, задаёшься вопросом: почему человек столь противоречив, почему в нём бушуют несовместимые страсти? На примере Юхана сценарист и режиссёр Бергман утверждает: любовь и ненависть - лики одного чувства, они могут перетекать друг в друга. Ненавижу, презираю и люблю , обожаю - это где - то рядом. Потрясающий кадр - где Марианна (Лив Ульман) говорит после двадцати лет их отношений : "Ты стал такой маленький" ...она принимает его всего - с предательствами , с изменой, она его полностью , каждую клеточку, благословляет. Жена - любовница и мать в одном лице! Марианна раскрывается как сексуальная партнёрша с совершенно другим мужчиной, однако именно Юхан остаётся для неё центром её вселенной...в жизни нет никаких законов. Они хотели расстаться. Забыть друг друга. А вместо этого вросли друг в друга. Сцена, где он говорит, что он верит , что она любит его сварливой своей любовью, а он любит её своей эгоистичной любовью...я так улыбалась, так улетела в этот миг! Радовалась вместе с ними!
Юхан мечется между двумя женщинами: так всё - таки человек моногамное или полигамное существо? Сколько женщин мужчина может любить одновременно? А женщина- сколько мужчин? Это открытые вопросы. Может ли полностью взорвать, уничтожить близость супругов несовпадения, непонимание, разное видение интимной жизни? Бергман утверждает: нет. Души, сущности людей продолжают общаться на разных уровнях, у них свой диалог, вне тела, вне секса. Духовные связи - они странно рождаются и сплетены из молчаний на двоих, из малозначительных бесед, ещё из каких - то вещей. Но эти связи потом не разорвать. Образовались как канаты из миллионов ниточек - и навсегда. Кадры, когда он её избивает, грубо, изо всех сил - это кадры его неравнодушия к ней, кадры бессилия как - то сделать её счастливой, кадры его отчаяния. Никогда не видела более сильных кадров, иллюстрирующих кризис отношений близких - неразрывных людей. И расстаться не могут, и жить вместе тоже.
Фильм стоит посмотреть ещё и потому, что Лив Ульман и Эрланд Юзефсон - невероятно красивые люди, и на них просто смотреть - уже наслаждение.
Настоятельно рекомендую к просмотру. В тишине. Без детей. Настроившись на Бергмана.