Доктор Альфред Роде
Неудивительно, что к персоне доктора члены комиссии обратили самое пристальное внимание. Личность Альфред по праву являлся одиозной. Роде оказывал огромное влияние на судьбу Янтарной комнаты с момента её появления в Кёнигсберге вплоть до таинственного исчезновения артефакта в 1945 году.
Имея широкий кругозор, Роде получил разностороннее образование, но подлинной страстью для немецкого искусствоведа, всегда был янтарь.
Можно смело сказать, что никто в Германии, а пожалуй и в мире, не мог переплюнуть Альфреда по части знаний о солнечном камне. Страсть Роде доходила до того, что коллеги не раз заставали его беседующим с кусками янтаря. Будучи директором Прусского музея изобразительных искусств, профессор являлся хранителем янтарного собрания, насчитывающим более 70 000 уникальных образцов янтаря.
Уникальная в своем роде коллекция включала не только всю цветовую гамму солнечного камня, но и самый большой камень весом 7 килограмм, а также более 1000 кусков с застывшими насекомыми и даже ящерицу навсегда попавшую в плен застывшей смолы.
Коллекцию бережно собирали сотни лет, и доверяли пост хранителя только неординарным личностям. Например, в 18 веке, ответственную должность занимал Иммануил Кант.
Трудно представить, что на самом деле испытывал Альфред, когда ему на блюдечке доставили Янтарную комнату.
Мечта доктора, который ещё в 1932 году вел безуспешные переговоры с руководством СССР, о покупке Янтарной комнаты осуществилась.
Волнение доктора за сохранность уникального предмета искусства оказалось столь велико, что Роде разместил Янтарную комнату в особом помещении, полностью закрыл в неё доступ посторонним и сам лично распаковывал и описывал все предметы драгоценного кабинета.
На тот момент, Роде, был, пожалуй, единственным человеком в мире, кто знал все технические действия с янтарем. Как варить клей для крепления, как следить за состоянием солнечного камня, какое освещение должно быть в смонтированной Янтарной комнате и самое главное - как его правильно хранить (прятать).
Несколько недель упорного труда не прошли даром, Янтарная комната была подготовлена к монтажу, но к огромному сожалению профессора, работы, пришлось отложить.
Как раз в этот момент, фашисты закончили грабить Минские музеи, и железнодорожный состав с музейными ценностями прибыл в Кёнигсберг.
Делать нечего, Роде с немецкой педантичностью приступил к распределению фарфора, антикварной мебели, полотен русских живописцев по музеям столицы Восточной Пруссии. Быстро расправившись с мелочевкой. Альфред вернулся к своему сокровищу.
Место для монтажа определили быстро, третий этаж Королевского замка прекрасно подходил для размещения уникального шедевра.
Естественно, Альфред лично руководил всем циклом работ по монтажу Янтарной комнаты. Мастерам пришлось по новой придумывать, как разместить янтарные панели и детали интерьера под новые размеры помещения. Тем более что часть деталей остались в Царском Селе, а друга часть оказалась разграбленной мародерами из Вермахта.
Тем не менее, прусские умельцы во главе с профессором великолепно справились с поставленной задачей. Новая Янтарная комната уступала Екатерининскому варианту, но обрела строгую немецкую красоту.
Эрих Кох, не меньше Альфреда трясущийся за уникальную комнату, строго-настрого запретил какие-либо посещения посторонними лицами Янтарной комнаты. К чести Альфреда, он категорически отвергал подобный подход всесильного гаулейтера. Несколько лет, он уговаривал Коха открыть доступ к Янтарной комнате всем желающим. С огромным трудом, в июне 1943 года, он смог убедить Эриха, что комната является достоянием всех граждан III Рейха.
Тем временем, вагоны с музейным добром продолжали прибывать в Кёнигсберг. Королевский замок буквально лопался от редких экспонатов. Для хранения ценностей, пришлось задействовать другие замки Восточной Пруссии, имения аристократов, церкви, но места по-прежнему не хватало.
Впрочем, Альфреда, это особо не волновало, главное его детище, занимало, как он считал, законное место на стенах бывшей резиденции Тевтонского ордена.
К слову говоря, идеологи Фашисткой Германии отводили Восточной Пруссии роль нового центра Восточной части Тысячелетнего Рейха. Неудивительно, что солидная часть культурных ценностей стекались именно в Кёнигсберг.
В части № 6 проследим метания Альфреда Роде после того, как Советские войска вплотную приблизились к Кёнигсбергу