Часть № 3
Как формировалась правительственная комиссия по поиску Янтарной комнаты.
Вторая мировая война продолжала свою кровавую жатву, батальон продолжал грабить напропалую, всё, что плохо лежало, но все хорошее заканчивается. Тысячелетний рейх пал под ударами СССР и союзников, а на Берлинской конференции территорию фашисткой Германии поделили. В числе прочего, одна треть Восточной Пруссии досталась Советскому союзу, а две трети отошли новообразованной Польской Народной Республике.
СССР досталось хорошее, но основательно потрепанное хозяйство. Яростные бои за Кёнигсберг, Пиллау, Инстербург оставили зияющие раны на теле Янтарного края.
Советское руководство прекрасно осознавало, что в бывшей столице Пруссии концентрировались ценные предметы искусства, но в первую очередь, требовалось навести минимальный порядок в промышленности и сельском хозяйстве. Прибывающие переселенцы, депортируемые в Германию немцы, разгул бандитизма требовал немедленных решений. Получилось, что к вопросу поиска Янтарной комнаты, руководство вернулось только в 1949 году.
Чиновники Минкульта СССР в декабре 1949 года распорядились приступить к поискам вывезенных из страны музейных ценностей. Комиссия собралась крайне представительная, искусствоведы, археологи, генералы, полковники Армии и КГБ, партийные чиновники. Группе для усиления откомандировали опытных инженеров, саперов, тяжелую технику, мощные насосы. Не мешкая, специалисты приступили к масштабным раскопкам. Работы велись в Калининграде, Балтийске, Черняховске, Правдинске и других городах.
Первое время, не происходило ничего интересного, пока не появился свидетель, утверждавший, что знает место, где покоится Янтарная комната.
Взяв ноги в руки, высокая комиссия рванула к свидетелю. Этнический литовец Адам Гроссас рассказал прибывшим охотникам за Янтарной комнатой поразительную историю.
Морозным январем 1945 года, Адам стал свидетелем того, как колонна немецких машин прибыла к Нойкуренскому пирсу (ныне город Пионерский курорт). Перегрузив внушительное количество тяжелых ящиков на буксир, машины убрались восвояси. Отчаливший от пирса буксир начал совершать странные маневры.
Наблюдая за судном, Гроссас понял, что блуждающее судно курсирует с определенной целью - привязывается к ориентирам на берегу. Наконец, буксир бросил якорь недалеко от береговой линии и начал сбрасывать ящики в воду.
Радости поисковиков не было предела, наконец, появилась реальная зацепка.
Возможностей у комиссии в то время было хоть отбавляй. Стоило только руководителю поисковиков обратиться к командующему Балтийским флотом адмиралу Андрееву, как немедленно было выделено судно с командой опытных водолазов. Единственное, что беспокоило отважных исследователей, это то, не повредила ли морская вода драгоценный янтарь.
Акватория Нойкурена
Несколько дней продолжались упорные поиски, но водолазы лишь растеряно разводили руками.
Тем не менее, мастерство не пропьешь и , удача улыбнулась водолазам и высокой комиссии.
С поискового судна просигналили всего одно слово: "Нашли".
Радостное предвкушение переполняло всех членов экспедиции, но первое жестокое разочарование постигло ученых, как только был распакован первый ящик.
В герметично запакованных ящиках покоились железные детали непонятного происхождения. Оправившись от первого шока, технически подкованные специалисты опознали в почерневших железках автомобильные детали к автомобилям Мерседес.
Несмотря на первую неудачу, члены специальной комиссии оказались людьми умными и для исключения подобных случаев бездумного распыление сил и ресурсов, решили основательно заполнить свои информационные пробелы. Членом комиссии предстояло засесть за учебники, глотать пыль архивов. Кроме этого, предстояла серьезная работа с людьми, имевшими доступ к информации о Янтарной комнате. Исследователи надеялись получить важную информацию от родственников Альфреда Роде, хранителя памятников Восточной Пруссии Фризена, доктора Герхарда Штрауса.
В то время, были живы сотрудники Прусского музея, последний комендант Кёнигсберга генерал фон Ляш, гауляйтер Кох Эрих, директор знаменитого кёнигсбергского ресторана Кровавый суд.
В части № 5 познакомимся поближе с Альфредом Роде, ключевой фигуре в деле поиска Янтарной комнаты.