«Я, может, только жить начинаю — на пенсию перехожу!» (Почтальон Печкин).
Круг лиц, имеющих право на получение социальной поддержки и защиты, а также модели расчета такой социальной помощи определяются государством в зависимости от многих факторов. Среди них: материальные возможности государства, социально-экономический уклад и нравственно-этические установки общества.
В свое время в Российском государстве пенсия определялась как награда за службу. Сейчас пенсионное обеспечение понимается как базовая социальная гарантия государства для нетрудоспособного населения.
В коллекции НЭБ, посвященной истории возникновения и эволюции пенсионной реформы в России, можно найти много научных работ современных исследователей.
По их мнению, база для построения пенсионной системы в Российском государстве закладывалась с конца XVII века, ведь именно тогда происходило правовое оформление обеспечения служилых людей.
Особую роль сыграло Соборное уложение 1649 года, которое закрепило право служилых людей и членов их семей на получение поместья в случае их нетрудоспособности или смерти.
Первые денежные выплаты стали производиться иноземным начальникам и офицерам. Таким образом, первыми субъектами пенсионного обеспечения в России стали иноземные подданные.
Император Петр I продолжил пенсионную политику в отношении военного сословия. В 1712 году он издал указ о создании в губерниях госпиталей-богаделен для попечения раненых и престарелых воинов. В нем говорилось:
«Ежеле кто так изувечен, что никуды негоден будет, то такого в гошпитали кормить до его смерти, а ежели в гошпитали быть не похочет, то награжден будет годовым жалованьем, и дать пашпорт».
Кроме этого, из-за многочисленных кровопролитных войн, приведших к сильному увеличению количества раненых и погибших на фронте, государству пришлось вводить компенсационные выплаты. Они полагались: вдове — 1/8 часть жалованья в течение 40 лет или до замужества, ребенку — 1/12, причем мальчикам — до достижения возраста 10 лет, а девочкам — до 15.
Понятие пенсии впервые официально упоминается в указе Петра II «О даче в пенсии жалованья вдовам умерших в военной службе иноземцев, по Морскому уставу».
Екатерина II тоже внесла изменения в систему пенсионного обеспечения. В одном из пенсионных указов она зафиксировала: «Быть по сему, а без Моего ведения никому пенсий не определять». Тем, кто «во время службы, будучи в офицерских чинах, по приговорам за большие и бесчестные преступления штрафован», пенсия не полагалась.
Количество пенсионеров увеличивалось, мест в богадельнях не хватало. Поэтому указом от 1784 года впервые был введен пенсионный возраст — 60 лет. Также расширили круг лиц, которые могли «милостью государя» получать пенсию. По воле императрицы появилась пенсия за выслугу лет: для морских чинов — за 32 года службы, для гражданских — 35 лет.
Регламентированная как правовой институт и практически полностью сформированная пенсионная система возникла в России в начале XIX века, однако даже тогда существовала двойственность в определении понятия пенсии: и как награда за службу, и как право на обеспечение при наличии определенных условий.
Император Александр I подписал ряд законодательных актов, по которым к категории военнослужащих были отнесены не только сухопутные военные чины и чины военно-морского ведомства, но и оружейники, а также мастеровые путей сообщения. Пенсии и пособия также полагались и отставным гражданским чиновникам.
К началу царствования Николая I в государстве сформировался дефицит пенсионного фонда, назревала необходимость коренного реформирования.
В 1828 году вышел Устав о пенсиях и единовременных пособиях государственным служащим. Он определял принципы пенсионного обеспечения:
- сумма пенсии теперь определялась по разряду последней должности, а не по сумме жалования;
- пенсия гарантировалась вдовам и сиротам гражданских служащих;
- выплата пенсий стала обязанностью Государственного казначейства.
Несмотря на прогрессивный характер Пенсионного устава и проведенную пенсионную реформу, правила, регламентирующие пенсионное обеспечение, не представляли собой единой системы. Двойственность в понимании, что такое пенсия, проявлялась не только в нормах, но и в правоприменительной практике.
В середине XIX века возникает и получает свое дальнейшее законодательное развитие и система негосударственного пенсионного обеспечения. Как решение проблем недостачи государственных денежных средств и ситуации, когда пенсионные выплаты формируются за счет доходов работающих, негосударственная пенсионная система пользуется тремя моделями: эмеритальной, страховой и сберегательно-вспомогательной.
Самая значимая для России модель эмеритальных касс строго контролировалась государством и оказала сильное влияние на экономику. Основные ее принципы легли в основу современных негосударственных пенсионных фондов.
Источниками финансирования всех касс являлись взносы самих участников, доходы от размещения капитала, добровольные пожертвования.
Таким образом, к концу XIX века в России сложилась двухуровневая пенсионная система: первый уровень составляли государственные пенсии, выплачиваемые за счет Государственного казначейства, второй уровень — негосударственные, выплачиваемые за счет частных капиталов. По мнению исследователя Барановой Е. А., современное российское государство воссоздает подобную систему в нынешних реалиях.