Найти тему
basileus

Волковское лютеранское кладбище: краткая история

С самого основания Петербурга в городе проживало много иностранцев. Как известно, Петр I высоко их ценил и охотно принимал на службу. Большую часть приезжих составляли лютеране. И, конечно, им требовались свои церкви и свои кладбища.

Кладбища для усопших неправославной веры было устроено на острове Каприсаари — ныне Аптекарском. Был выделен и участок южнее ныне утраченного Сампсониевского православного кладбища. В 1747 году было основано Смоленское лютеранское кладбище.

Влиятельные иноверцы по поручению лютеранской общины долгое время добивались отведения еще одного участка под кладбище, желательно к югу от Фонтанки. В 1773 году их прошения были удовлетворены: для лютеранского кладбища власти выделили место вблизи уже существовавшего Волковского православного кладбища.

Склеп Маргариты Руска, Волковское Лютеранское кладбище. Фото автора
Склеп Маргариты Руска, Волковское Лютеранское кладбище. Фото автора

Первым, кого похоронили на новом кладбище, был умерший в возрасте 60 лет купец Иоганн Бретфельд. По его фамилии новое кладбище стали называть Бретфельдовским.

Преимущественное право быть похороненными на этом кладбище получили прихожане двух лютеранских церквей: Петрикирхе на Невском и Анненкирхе на Кирочной. Остальных иноверцев хоронили по другим правилам.

Для нового кладбища разработали специальные условия захоронений. Все кладбище поделили на т. н. линии.

  • Первая линия — это полоса рядом с кладбищенской дорожкой шириной в три сажени. На ней располагались фамильные участки любой площади, продававшиеся в вечную собственность. Если человек хотел построить для своих усопших большой памятник, он был обязан выкупить место в первой линии.
  • Вторая линия — полоса, следовавшая за первой, шириной в две сажени. Здесь тоже можно было получить участок любой площади для семейных захоронений. Но участки сохранялись за семьей только до тех пор, пока могилы посещались.
  • Третья линия — полоса за второй, шириной в сажень. Здесь можно было выкупить место только на одного, причем без права наследования.
Разрушенное надгробие на первой линии захоронений. Волковское лютеранской кладбище. Фото автора
Разрушенное надгробие на первой линии захоронений. Волковское лютеранской кладбище. Фото автора

Все могилы, где бы они ни располагались, обязательно регистрировались и записывались в специальной книге. Велся учет всех захоронений, составлялся список памятников. В отдельной большой книге был составлен большой план кладбища, с чертежами участков, с перечнем участков, купленных в собственность.

На Бретфельдовском кладбище была введена система координат для каждого участка, похожая на ту, что используется в военных картах. Больше нигде — даже в Германии — такая система не применяется.

Все участки были расчерчены перпендикулярными линиями на квадраты и пронумерованы. После этого каждому захоронению присваивался номер, соответствующий участку, и указывались координаты надгробного сооружения.

План Волковского лютеранского кладбища. Фото из путеводителя Венедикта Бема
План Волковского лютеранского кладбища. Фото из путеводителя Венедикта Бема

Благодаря этой системе, даже теперь, спустя почти четверть века после основания кладбища, можно отыскать место погребения каждого из 40 тыс. человек, нашедших здесь последнее пристанище. Например, та же могила Иоганна Бретфельда долгое время считалась утраченной, но в конце 90х годов XX века ее обнаружили и расчистили.

На новом лютеранском кладбище были похоронены многие известные люди, например архитекторы К. Росси и Д. Кваренги, детский врач К. Раухфус, адмирал Ф. Литке, балетмейстер М. Петипа, семейство Бенуа, лейб-медики И. Блок и Я. Виллие и т.п.

Надгробие на семейном месте Бенуа,  Волковское Лютеранское кладбище. Фото автора
Надгробие на семейном месте Бенуа, Волковское Лютеранское кладбище. Фото автора

Бретфельдовское кладбище было очень красивым и ухоженным. Сразу за кирпичными воротами по левую руку стояла небольшая часовенка в готическом стиле с колокольней. В глубине находился дом смотрителя, за ним — оранжерея.

Кирпичные ворота. Надпись над аркой: "Я есмь Воскресение и Жизнь. Евангелие от Иоанна, 11:25". Фото с сайта etoretro
Кирпичные ворота. Надпись над аркой: "Я есмь Воскресение и Жизнь. Евангелие от Иоанна, 11:25". Фото с сайта etoretro

Но, как водится, после революции всему пришел конец.

В 1919 году кладбище национализировали. Деревянные постройки разобрали на дрова, часовня и ворота — на кирпич. Могилы разграбили, надгробия разорили. Впоследствии прах некоторых знаменитых людей (например, К. Росси и М. Петипа) перенесли в некрополь Александро-Невской лавры. Некоторые надгробия, обладающие художественной ценностью, перенесли туда же, не трогая останки (например, надгробие «спящего офицера» К. Рейссига).

Надгробие с могилы К. Рейссига, "Спящий офицер". Некрополь XVIII века, Александро-Невская лавра.
Надгробие с могилы К. Рейссига, "Спящий офицер". Некрополь XVIII века, Александро-Невская лавра.

Опять-таки чудом уцелела бронзовая фигура Христа на семейном месте баронов фон Остен-Дризен. В 1940 году ее предназначили к переплавке, из полученной бронзы собирались сделать мемориальные таблички. Но вмешалась Великая Отечественная война, и статуя осталась на месте.

Со временем фигура Христа стала символом Волковского лютеранского кладбища.

Фигура Христа, символ Волковского лютеранского кладбище. Фото автора
Фигура Христа, символ Волковского лютеранского кладбище. Фото автора

Ставьте палец вверх, если дочитали!

Читайте и другие мои статьи. Вот здесь рассказываю про Смоленские кладбища. А здесь про удивительный некрополь Литераторские мостки. Здесь про Новодевичье кладбище в Санкт-Петербурге.

А знаете, что на Марсовом поле тоже есть кладбище? Читайте этот материал.

А здесь и здесь рассказываю о надгробиях.