Институт НИФИ, подведомственный Минфину России, опубликовал рейтинг регионов России по открытости бюджетных данных за 2020 год. В лидерах Калужская и Московская области, а в аутсайдерах — Томская область и Северная Осетия. Москва по открытости данных проигрывает Дагестану. Впрочем, влиять на бюджеты субъектов федерации граждане все равно не могут, считают эксперты.
Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов Российской Федерации (НИФИ Минфина России) подготовил рейтинг открытости бюджетных данных за 2020 год, с которым ознакомилась «Газета.Ru». Все 85 регионов страны были разделены на пять групп: «А» — очень высокий уровень открытости, «В» — высокий, «С» — средний уровень, «D» — низкий, «Е» — очень низкий.
Каждому субъекту присуждалось определенно число баллов, учитывая такие показатели, как размещение бюджета в открытом доступе на сайте, наличие в составе закона о бюджете приложения о прогнозируемых объемах поступлений по видам доходов и распределения бюджетных ассигнований и т.д.
Так, в пятерке лидеров группы «А» по убыванию расположились Калужская, Костромская и Московская области, а также Республика Карелия и Мурманская область. Высокий уровень открытости бюджетных (группа «В») данных в Брянской, Тамбовской и Архангельской областях и городе Санкт-Петербург.
А многомиллионная Москва пропустила вперед Республику Дагестан и закрепилась лишь на пятой строчке средней группы.
Низкий рейтинг (группа «D») показали всего три региона — Карачаево-Черкессия, Кировская и Орловская области, а полные аутсайдеры (группа E) по открытости бюджетных данных — Северная Осетия и Томская область. «Эта задача стоит не только у нас, а и во всем мире — бюджет должен быть направлен на потребителя, а именно — граждан. Они должны этого добиваться. И деньги в бюджете немаленькие, например, в прошлом году поступления в бюджетную систему в среднем на каждого человека составили около 250 тыс. рублей»
Управлять можно, только если у граждан, как у непосредственных собственников бюджетных денег, есть объективная и прозрачная информация.
То, что сейчас понимается под открытым бюджетом, — это и есть обеспечение всех граждан, специалистов, властей, других субъектов объективной информацией, отметил экономист.
В НИФИ приводят пример того, как граждане могут влиять на бюджетную политику. В 2016 году в Швейцарии профсоюзы и левые партии добивались на законодательном уровне повышения выплат по базовой пенсионной государственной страховке на 10%. Для одиноких пенсионеров при таком решении прибавка к пенсии должна была составить от 1400 до 2800 франков в год, а для супружеской пары — до 4200 франков. Это нововведение потребовало как минимум 4 млрд франков дополнительных расходов из бюджета. Для их компенсации было предложено увеличить взносы работников и работодателей на 0,4%.
«Это был всенародный референдум, и народ проголосовал против», — напомнил Юрий Белоусов из НИФИ. В то же время научные сотрудники института Минфина подчеркивают, что региональные власти частично свободны в вопросе принятия решений по собственному бюджету, но есть и очень много ограничений федерального уровня. В России ситуация осложняется тесным переплетением совместных полномочий, когда за одно и то же направление отвечает и регион, и федерация.