Кто такой хореограф в современных реалиях? Есть ли шансы на развитие современного танца в России? Вечный эксперимент или дисциплина и строгий график? Во всех вопросах поможет разобраться молодой хореограф Мария Бородинчик.
Не хочется забивать голову читателя прописными истинами и долгими предисловиями, поэтому приступим к интервью. Почему не статья ?-спросите вы. А, потому что, вывод, вы сделаете сами, без моего участия:)
Интервью с Марией Бородинчик
- Маша, здравствуйте! Сегодняшнее интервью будет посвящено теме современного танца.
- Привет, спасибо, что пригласила.
- «Новый танец переосмысляет социальное и индивидуальное с помощью тела и взаимодействия тел» - такие слова произнесла именитый Петербургский хореограф Катя Ганюшина. Мне кажется, это цитата наиболее точно отражает суть современного танца. Но каково твоё определение?
- Для меня определение «contemporary dance» или же современный танец означает синтез стилей, многогранность и разновидность. Нельзя точно сказать, что этот "современный" имеет точное определение это то, что ты чувствуешь, ощущаешь, думаешь, что не имеет ни-каких рамок и границ. «Нужно отдаться и подчиниться страсти к движению» - именно этому я научилась в Мастерской современного танца у Майи Селезнёвой.
- Насколько мы знаем в октябре 2019 года, ты создала свой танцевальный показ компании Mary’s Dance Company «Движение.Порыв.Танец». На нём присутствовала и я. До сих пор, вспоминая твой показ, внутри начинает что-то бурлить. Расскажи о нём по подробнее.
- На самом деле, все вышло спонтанно. Я особо не думала, что выйдет проект такого уровня и масштаба. Я выходила из Эрмитажа, шёл дождь. Я просто начала двигаться, танцевать, не обращая внимания на косые взгляды прохожих. И в этот момент я поняла, что хочу создать проект, где я смогу собрать вместе разных танцовщиков и творческих ребят и вместе мы создадим работы, которые войдут в танцевальный показ. За 2 дня я создала логотип, афишу. Рассказала своим знакомым о проекте и получила от них отклик и поддержку. Но искать людей было достаточно тяжело, потому что стоящих и действительно способных было крайне мало. С 19 августа по 20 октября шёл сам постановочный процесс, мы также снимали перформансы и танцевальные видео на улицах Петербурга.
-Я искренне благодарна всей своей команде. Каждый из них разноплановая и творческая личность, они уникальны и единственны в своем роде. К тому же я пробовала те техники и истории, которые ещё раньше не практиковала - это все было большим экспериментом. У меня была точная картинка в голове, что должно выйти в итоге. Передо мной стояло большое количество задач. Мне нужно было сделать всё самой с нуля, начиная с логотипа и заканчивая шитьем костюмов для ребят. И это не считая самих номеров, заполнения документов и площадки. Насчёт площадки могу сказать одно - это был потрясающий опыт взаимодействия с творческой командой площадки «Резиденции», у них я научилась очень многому.
- Т.е для тебя это было ново. И получился своеобразный эксперимент?
- Да-да, это был один большой эксперимент, где процесс был, пожалуй, главнее, чем результат.
- Считаю, что ты полностью справилась со своей задачей и поставила прекрасный пластический спектакль, этюды и номера. Так всё-таки, для такого труда должно быть достаточно опыта: сколько лет ты занимаешься танцами?
- Именно танцами я занимаюсь 14 лет. В четыре года я пошла в детский ансамбль, Образцовый детский коллектив студия танца «Глобус», там я и открыла танцевальный мир, настоящих друзей, поняла, что искусство танца мне нравится и делает меня счастливой. Осознала, что хочу развивать грамотный танец в себе и развивать его в детях. И посредством этого со-здать понимание правильного современного танца.
- Прекрасная и благородная цель. Ты можешь описать изменения в том, как ты себя чувствуешь, когда танцуешь?
- Это зависит от разных историй и самих танцовщиков. Например, во время технического класса, где мы все занимаемся именно прокачиванием своих танцевальных навыков, «физухой», я чувствую себя подобно Халку из Марвел, который делает невероятные новые элементы, ведь у меня многие технические вещи не получаются, и это еще больше рождает во мне азарт развития. А если говорить о том, что я испытываю во время выступления, то могу сказать одно - это невероятные ощущения внутри себя и собственного тела. Хотя я уже давно сама не выступала, последний раз это было в декабре. Но больше всего, конечно, мне нравится экспериментировать, искать и создавать вместе с моими танцовщиками. Я люблю танцевать, но само действие когда ты создаешь номера, продумываешь драматургию своего произведения, прописываешь содержание, ищешь пространственное решение, когда ты учишь своих учеников, когда ты создаёшь какую-то работу, произведение, когда производишь «продукт» вместе с танцовщиками и это превращается в какую-то интересную историю - это мне нравится куда больше.
- Какой карьерный рост может быть у танцовщика?
- По поводу карьерного роста тут два варианта: либо ты идёшь в исполнительскую сферу, но нужно понимать, что скорее всего не будешь танцевать на сцене Большого Театра и Мариинского. Второй путь, соответственно следующий: ты обучаешься и идёшь работать с танцовщиками и детьми. Ставишь свои работы. Это то, что я предпочла для себя. Мне близок немножко другой ракурс всей это сферы.
- Говорят, что есть апогей танцовщика- режиссёр, т. к эта деятельность напрямую связана с постановкой. Видишь себя в подобном ключе?
- Да, да, безусловно. Ведь театр и танец находятся в непрерывном синтезе. Сейчас я занима-юсь в танцевальном театре известного хореографа Алисы Панченко. Она единственная в Санкт-Петербурге, у которой есть действительно ни на что не похожий, эксклюзивный тан-цевальный театр. Да и сама Алиса - эксклюзив. Танцевальный театр это очень сложно, но безумно интересно, ведь это и танец, и актерское мастерство и своя какая-то личная история. Для меня это первый опыт в подобном ключе и я по истине получаю удовольствие от каждой репетиции, проведенной вместе с командой участников. Важно понимать, что режиссура и хореография связаны. Если рассматривать умение заниматься постановочный работой то это и драматургия, и композиция, и сюжет, и смысл, и содержание через форму. Режиссёром быть не каждому дано, также как и хореографом- либо да либо нет.
- Есть ли в современном танце шаблонность? Часто ли встречаются работы под копирку?
- Думаю, что да. Но всё зависит от творческого мышления постановщика. Однако хореографы-реформаторы, которые многое привнесли в современный танец в 20 веке, заложи огромную базу и почву для размышлений. Мне кажется, проблема состоит в том, что зритель не готов воспринимать новаторские и абстрактные работы создателя, потому что привыкли к так называемой «классике». Современный танец потому и современный, что он двигается в ногу со временем, он развивается. Сейчас в творчестве никаких рамок нет!
- Следующий вопрос: должен ли современный танец быть понятен зрителю?
- Тут дело даже не в современном танце. Любая работа и произведение искусства должны нести в себе смысл, демонстрировать идею и зритель может его или понять и принять на техническом уровне или со своими ассоциациями прочувствовать то, что хотел сказать автор, творец. Потому что если зрители выходят с какого-то вечера или показа, спектакля, с какой-то работы и у него внутри ничего нет, то я считаю что это провал. Грандиозный провал, ведь задача любого художника, любого хореографа создать такую историю, которая бы заставила бы изменить эмоционально-душевное состояние. Катарсис должен состояться: восторг, ненависть, боль, переживание или взволнованность - любая реакция. Отклик зрителя - вот, пожалуй, главная цель создателя. А если человек выходит абсолютно таким же каким, как и был до того, как пришел на показ, то это действительно поражение. И это касается любого направления в искусстве.
- К какому направлению современного танца ты себя относишь?
- У меня авторско-синтезированный стиль. Чего- то определённого нет. «Свой» стиль нужно искать. Я считаю, что каждый танцовщик должен пройти через разные жанры и разные мо-дификации своего танца. Начинается всё с педагога, который открывает тебе танец. Сначала танцовщик учится азам и познает базу у него, потом учиться у разных людей и цепляет у них только то , что ему интересно. Из этого и создается свой стиль, появляются какие-то свои фишки, свои модификации и движения. Сейчас я развиваюсь в технике «Fly Low» в переводе она означает "летать внизу". Она включает в себя разные технические и физические истории на полу, в зале, на открытой площадке, где угодно, ты можешь танцевать и именно «летать» в движении. На данный момент, это одна из самых любимых моих техник. Хотя для меня она очень тяжёлая. Но мне нравятся также и народные танцы и «свободный» танец. Я прихожу в зал и работаю часами, понимая, что это сыро, это не то. Главное не отчаиваться и работать и еще раз работать.
- Всегда ли ты целенаправленно шла к профессии хореографа?
- Нет, никогда. Но я благодарна моим бесценным педагогам, которые вкладывали, вклады-вают и у которых я бесконечно учусь: Наталья Петропавловская, Екатерина Гребенкина,Лариса Хара, Алиса Панченко, Татьяна Тарабанова, Майя Селезнёва, Иван Брыкин. А в девятом классе, я вообще хотела стать судьей. Небольшая предыстория: у нас в "Глобусе" каждый год проходил «Конкурс молодых хореографов» от замечательного педагога Екатерины Викторовны Гребёнкиной. Именно этот педагог, творец и просто хороший человек открыл для меня дверь в современный танец и научил очень многому. Я сначала его основания участвовала, но развивалась для себя, а потом поняла, что мне это всё безумно нравится. Я просто проснулась апрельским утром, вспомнила, что скоро конкурс и поняла, что хочу быть хореографом. Именно тогда я поняла, что хочу уйти в мир искусства. Хочу сказать, что моя жизнь соединилась с путём хореографии, благодаря ещё одному человеку. Лето 2019 года я провела в «Творческом объединении Чемодан», где этот педагог открыл мне дверь в технику, которая сейчас мне нравится, и просто сменил мой вектор движения и развития. За что я очень благодарна Брыкину Ивану Викторовичу. В десятом классе я начала экспериментировать, больше искать. Тогда я начинала фильтровать видео-работы, выбирая тех хореографов и постановщиков, которые меня цепляли больше. Мне кажется, важно смотреть разные работы.
- У каждого хореографа есть какая-то своя команда, которую он позовёт участвовать в своем проекте. Расскажи о своей команде.
- Мне уже задавали подобный вопрос. Многие не смогли присутствовать на моем октябрьском показе. И спрашивали, когда будет ещё и даже хотели быть участниками. Не знаю и не могу загадывать, как сложится дальнейшая жизнь, но если, вдруг, мне придет в голову вновь заманчивая идея о создании чего-то нового, то я знаю, что найдутся танцовщики, которые захотят стать частью этого процесса.
- С чего начинается твой новый день, когда ты планируешь заниматься танцем?
- У меня всегда танец, понимаешь. Очень хороший вопрос, потому что раньше, когда я ходила в ансамбль 4 раза в неделю, я просыпалась в возбужденном настроении, у меня внутри всё трепетало и бурлило. Сейчас уже, конечно, такого нет, самоизоляция даёт о себе знать. Для меня, теперь утро оно и есть утро и я радуюсь, что вообще проснулась. Но просыпаясь я осознаю, что вот сегодня у меня танец, сегодня мне предстоит творческий вечер, сегодня я снова испытаю внутри себя бурю. Вне ситуации с коронавирусом, я всегда стараюсь где-то заниматься, куда-то ходить на классы, на занятия и развиваться. Но сейчас, сидя дома, мне очень плохо.
- Полностью понимаю тебя. В наше непростое время, нужно сохранять спокойствие и рациональное мышление, и в этом, как известно, лучший помощник-дисциплина.От-сюда следующий вопрос: есть ли у тебя какой-то ритуал, без которого ты не можешь начать свой день?
- Не знаю, наверное, это зависит от тренировочной одежды. Это не совсем ритуал, но я просто верю в такие вещи, что если я надену сегодня именно эти штаны, именно эту футболку, то всё будет в порядке. Но это зависит от настроения. Я не знаю, как это работает, но скорее всего всё происходит случайно.
- Очень волнующий вопрос. Кто твой любимый хореограф?
- Это очень сложный вопрос. Я восторгаюсь, люблю Давида Замбрано (основатель техники Fly Low, в которую сейчас углубляюсь) и его ученика Эрнесто Эдивальдо, создавшего тео-рию 4 частей света. Из израильских творцов, мне симпатизируют - Барак Маршал, Охад На-харин, Шарон Эяль А также: Саша Вальц, прекрасная Пина Бауш и её танцевальный театр, а также танцевальные компании: Ultima vez, Sasha walts & guests, Vertigo dance company, Batsheva dance company, Sydney dance company, Tao dance company. Я смотрю разных хореографов. Ещё раз повторюсь: важно смотреть хорошие работы и фильтровать через призму своего ощущения и восприятия!
- Интересуешься ли ты литературой по хореографии? Какая твоя любимая книга?
Да, я интересуюсь. Однако существует следующая проблема: есть достаточно академической литературы по хореографии, которая мне не подходит на данном этапе. Сейчас я читаю книгу Н.Никитина «Мастерство хореографа в современном танце». Также в моей коллекции есть четыре книги от производства «Garage dance». Они достаточно любопытны и я советую прочитать данную литературе тому, кто заинтересован в танце.
- Какими качествами должен обладать хороший танцовщик?
- Хорошими данными, мозгом, например.
- Мозгом?
- Наверное, больше ничего не скажу, только мозгом.
- А будущий хореограф?
- Тоже мозгом. Плюс творческий запал и умение фантазировать.
- Танцуешь несмотря на боль, усталость, лень?
- Ситуация: у меня идёт технический класс или я веду его. Я устала/лень, не могу же я сказать: «Ребята, извините, я устала, идите домой». Танец - это работа прежде всего, как физическая, так и умственная. А в этой работе, я не устаю в процессе. Мне не нравится, когда мои движения скованы в связи с какими-то физическими недомоганиями, поэтому я никогда не стараюсь прямо лежать и «умирать», даже, если мне очень плохо. Я считаю, что всегда нужно двигаться. Движение лечит. Человек, это по сути механизм, и если что-то ломается, то рушится вся система. Но главное, нужно всё делать в удовольствие и не в ущерб своему здоровью.
- Теперь расскажи о своём провале, худшем выступлении?
- Скорее всего, таких много, но сейчас уже не вспомню. Сейчас я больше в роли постановщика, нахожусь за сценой. Я созерцаю и анализирую то, что я сделала. Мне легче сделать работу и выставить её, чем выйти самой. У меня есть работы, которые сделаны хорошо. Но я не люблю давать оценки искусству, так как в творчестве плохого нет. Если что-то не получилось - хорошо, а если вышло, то ещё лучше.анцевальный показ.Mary’s dance company.
- Какая твоя лучшая работа, как хореографа?
- Не так давно был творческий показ и самыми удачными номерами были «Цикличность» и «Геометрия движения». Хотя оба они были тяжелыми физически и технически. Постановоч-ные работы - это дети. Каждый номер - это ребёнок, которого я взращивала, кого-то дольше 2,3,10 месяцев, а кого-то могла «вырастить» за две репетиции. Каждого своего ребёнка я люблю, но из любимчиков и самых сильных работ могу отметить ту, что закончила в марте этого года, ставила в своём ансамбле называется "К цели".
-Надеюсь, когда-нибудь мы её увидим на сцене.
- Я тоже надеюсь на это.
- Многие люди, завязанные в сфере танца, наслышаны о хореографических проектах «Творческого объединения Чемодан». Расскажи нам об этом проекте по подробнее. Как ты с ним связалась? Что тебя туда привело?
- Это творческое объединение - легенда! Я считаю, что мне попался «счастливый билетик», т.к я попала в это творческое объединение совершенно случайно. Это авторский проект бесконечных творческих волшебниц - Екатерины Гребёнкиной и Приваловой Марины, которому уже 7 лет. В «Чемодане» существует 6 творческих проектов. Летом проходят 4 проекта: один осенью («Персонажи»), он проходит в Ярославле, и один проект весной («Двери»), проходящий в Санкт-Петербурге. Это конкурсы, а также потрясающая возможность для развития как детей, ансамблей, так и для педагогов. На эти проекты приезжают люди со всех уголков России и не только. Летом- это отдельная, невероятно насыщенная жизнь! Осенью и весной - это Всероссийские хореографические конкурсы, мастер-классы, где ведущие хореографы-педагоги работают с детьми. Хочу сказать, что это уникальная возможность развиться и познавать новое, открывая новые двери для себя и все полученные знания складывать в свой чемоданчик. Люблю «Чемодан» и все команду, люблю детей и делать добро, вносить вклад в их развитие. Этот проект также внес неоценимый вклад и в мою жизнь.
- Кем ты видишь себя через 10 лет?
- Не знаю, не люблю загадывать. В жизни всё быстро меняется. Ситуация с вирусом сейчас многое показала. Буду продолжать нести свое искусство этому миру, творить и создавать.
- Кому бы ты хотела задать 25 вопросов?
- Какому-то творческому человеку, например художнику, фотографу, актёру.
- И последнее: дай совет начинающим танцовщикам.
- Начинающим танцовщикам и начинающим хореографам: не бойтесь рисковать, ошибаться, творить. И самое главное созидайте и чувствуйте своё сердце. Не стесняйтесь самовыра-жаться в своём творчестве и несите людям искусство. Но помните, что искусство не для всех.
- Маша, спасибо большое за интервью. И мы завершаем "25 вопросов с Марией Бородинчик".
30.06.2020
Подписывайтесь и ставьте лайки. Спасибо за прочтенье!
С любовью, ваша Евгеша)