Найти тему
Свет к свету

Как любил шутить С.С.Прокофьев: рассказываю о инновациях юного композитора

Художник И.Грабарь. Портрет С.С.Прокофьева. Фото взято из открытого источника в Интернете https://ok.culture.ru/materials/253829/antologiya-simfonicheskoi-muzyki
Художник И.Грабарь. Портрет С.С.Прокофьева. Фото взято из открытого источника в Интернете https://ok.culture.ru/materials/253829/antologiya-simfonicheskoi-muzyki

Приветствую, дорогие читатели! Этот материал будет интересен любителям малоизвестных и редких фактов в истории искусства и творчества

Как шутливо писал сам Сергей Сергеевич Прокофьев, он начал заниматься музыкой еще до своего рождения - рос «под музыку». Его мама, будучи беременной, занималась игрой на рояле по восемь и более часов в день.

В возрасте трех-четырех лет малыш присоединял к ее упражнениям собственноручно исполняемые свои мелодии, мешая ее занятиям, зато великолепно ориентируясь на клавиатуре и получая опыт сочинительства.

В возрасте 9-ти лет Сережа написал оперу «Великан», причем, стал автором и музыки, и сюжета, и текста. В Санкт-Петербургскую консерваторию, где преподавали самые известные композиторы и музыканты, он поступил в 13 лет и весьма быстро получил характеристику «новатора», изобретая неожиданные ритмы, непривычные созвучия.

Юный Прокофьев любил пошутить. Так, при написании писем для экономии времени он часто пропускал гласные в словах, оставляя только согласные. Его забавляло, что такие слова звучат как некий выстрел! А подписывался в конце неизменно буквами СПРКФВ, что означало «Сергей Прокофьев».

Однажды, идя на занятия в консерваторию по пустынному переулку, юный Прокофьев затеял такую игру. На несколько шагов впереди его шел полковник, позванивая шпорами. Как и следует полковникам, он четко печатал шаг: раз – два, раз – два!

Сережа встроился в его ритм, и уже две пары ног выбивали его одинаково: раз – два, раз -два! Мальчишке нравилось, как этот ритм гулом отдавался в переулке. Но его композиторскому уху хотелось большего ритмического разнообразия!

Тогда Сергей выждал и встроился в старый ритм иначе: он делал свои шаги на счет «и»: раз – и, два -и! Вышла разноголосица: шпоры полковника дзинькали по-прежнему на раз, два, а ботинки Прокофьева "шмякали" в середине между первым и вторым шагом полковника - на «и», «и».

Схематично этот ритм выглядел бы так: Дзинь-шмяк, дзинь-шмяк! Дзинь-шмяк, Дзинь-шмяк!

Скучный путь до консерватории был превращен в интереснейший ритмический опыт! Однако полковник, не понимая этого, несколько раз перестраивал свой шаг по-новому и в итоге сердито перешел на противоположную сторону, а потом и исчез.

Вот так талантливый юноша мог сотворить и услышать музыку где угодно, даже в пустынном переулке!