Первыми профессиональными художниками были монахи-иконописцы. Исполнение иконы, конечно же, оплачивалось, но плату получал не сам живописец, а монастырь. Кроме того, плата была далеко не всегда в деньгах: иногда это были подаренные земли, иногда несколько деревень с крепостными. А вот если заказы исполняли миряне*, то какое-то материальное вознаграждение они получали.
Мирянин - последователь христианства, член Церкви, не являющийся священником.
XVII век
В XVII веке лучших русских художников объединяла Оружейная палата. Люди, которые работали там, состояли на государственной службе и, соответственно, получали жалованье, а иногда и премии за особенно удачные работы.
XVIII век
Пётр I создаёт ведомство - Канцелярию от строений, где формируется профессиональная живописная команда. У сотрудников этого ведомства было много работы: они писали парадные царские портреты, писали по частным заказам и расписывали строящиеся царские резиденции.
Кроме того, свою "команду" сформировал и Священный Синод. Его художники расписывали новые строящиеся храмы Петербурга, писали для них иконы, а также реставрировали старые. Интересно, что Синод своим художникам платил в 2 раза больше (600 рублей в год), чем Канцелярия от строений.
Создание Академии художеств в 1757 году
Все художники России сразу же сосредоточились вокруг нового учебного заведения. Академия давала юному художнику профессиональную качественную подготовку, но довольно посредственные знания. Кроме того, заведение не занималось воспитанием учеников, и это отрицательно сказывалось на будущей жизни художников, ведь поступали они в Академию в возрасте 10-11 лет. В некоторых случаях в 6 лет. Например, Андрей Иванов, отец знаменитого Александра Иванова.
XIX век
В общем и целом, у русского художника в XIX веке, как и в XVIII, было мало шансов заработать на заказных картинах, потому что заказчики из богатой аристократии предпочитали русским художникам иностранцев, работавших в России. Некоторые же вовсе уезжали за границу и позировали самым дорогим и модным европейским мастерам.
Так что самым благоприятным для художника исходом было окончание Академии художеств, а затем получение должности профессора через 6 лет, что гарантировало постоянное жалованье и казенную квартиру с прилагающимися к ней свечами и дровами.
Те, кто оканчивал Академию со званием классного художника, могли стать только преподавателями рисования, черчения и чистописания в школе или гимназии. И тогда приходилось довольствоваться учительской зарплатой.
А тех, кто заканчивал Академию с большой или малой медалью, ждал приятный бонус - грант на трёхгодичную заграничную поездку. По тем временам это были довольно большие деньги: 1500 золотом в год или 6000 ассигнациями. Во время поездки живописец должен был знакомиться с искусством Запада и писать картины, чтобы по возвращении представить их Императорскому двору и публике. Если итоговая работа принималась, то художник получал звание академика. Но за званием деньги не стояли.
Вторая половина XIX века
В это время уже стали появляться коллекционеры и любители русского искусства. Одним из них был Павел Третьяков, который вначале скупал наиболее понравившиеся ему картины, а затем основал первый в России музей русского искусства. Живописцы смогли продавать свои полотна в музей.
Также образовалось Товарищество передвижных художественных выставок, где художники могли продавать свои картины, а публика - приобщаться к русскому искусству. К тому же, организаторы и участники выставки получали доходы.
Ниже приблизительные расценки на работы русских художников, которые покупал Михаил Морозов для своей коллекции:
- Портрет в исполнении Валентина Серова - 1000 рублей;
- Картина пейзажиста Ильи Остроухова - 1000 рублей;
- Полтно Виктора Васнецова - 800 рублей;
- Работа Александра Головина - 100 рублей;
- "Царевна-Лебедь" Михаила Врубеля - 300 рублей (изначально Врубель хотел продать за 500 рублей, но Морозов всегда любил торговаться).
Рубеж XIX-XX веков
В этот период меценаты делали очень многое для поддержки русских художников: оплачивали поездки за границу, помогали арендовать мастерские, иногда даже оплачивали лечение и текущие нужды. Многие художники стали хорошо обеспеченными людьми, но разбогатеть в этой нише, а затем почивать на лаврах, никому не удавалось: большинство до конца жизни не прощалось с кистью и холстом.
Спасибо, что дочитали до конца! Если вы узнали что-то новое, не пожалейте пальца вверх :) И подписывайтесь на канал, впереди ещё много интересного. Будем накачивать мозги вместе!