Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Полётов в тот день не было, были залёты.

Оглавление

Игорь Захаров

Камень-на -Оби. Солнечным и теплым октябрьским днем собрались экспромтом поехать, попить пивка трое — я, Юрка Чечулин и штурман Винников. За манеру величественно держать голову и туловище, за высокий рост я звал Юру Чечулина по имени лидера Ливийской Джамахирии — Муаммар Каддафи.

Сели в автобус, едем, и решаем — а что там по пиву, давайте выпьем водки! Купили в столовой компоту — один стакан на троих. Компот выпили, стакан — в карман. С закусью в 1981 году было туго, купили один пакет жареной мойвы на троих. Вышли на берег Оби в районе элеватора и стали славно сидеть. Да так славно посидели, что, выпив два пузыря, купили еще два! Выпили мы их, или нет — уже не помню. Наверное, скорее выпили, чем нет.

Вообще, дальнейшие события пришлось восстанавливать по рассказам очевидцев. Первой была Петровна — зав. нашей летной столовой. Утром следующего дня она пристально посмотрела на меня на завтраке и сказала — да-а-а, не ожидала я от тебя такого! Чего? — я насторожился.

— Ты вчера на «Тройке» весь вечер по городу ездил — от конечной до конечной. И осуждающе покачала головой.

После столовой вышел на построение. Мой техник и говорит — Ну вы и даёте!

Я, уже обреченно:

— Что, «даёте»?

— Еду вчера домой на автобусе и тут заваливается святая троица. Лыка никто не вяжет. Ты подаешь кондукторше рубль и говоришь важно:

— Н-н-н-а все! А Виннников — да нам три билета! А кондукторша — он сказал «на все!», и быстро-быстро шестнадцать билетов отматывает. Тогда Винников эту длиннющую ленту вешает мне на шею и завязывает спереди бантиком. Так и едем, тащимся.

Но добил меня Вовка Брум. Через день пошел я дежурным по полку. Вовка приходит в дежурку и говорит — меня тут начПо полка не искал? Нет — говорю, а что?

— Да я позавчера был в патруле, так он меня посылал к автовокзалу подобрать там валяющегося нашего офицера, а я не пошел.

Смутные сомнения начали меня терзать. В этом районе жил только я. Неужели…!? Тогда становится понятно, почему я пытался открыть входную дверь своей квартиры ключом от почтового ящика, сломал его в замке и пришлось поддать дверь богатырским плечом. Да уж!

Как меня подвело низкое давление на аэродроме

(Аэродром Николаевка)

Стоит в заявке пролетом через нашу точку в Чирчик МиГ-21 из Камня — пилот Князев Гришка. Мой однополчанин, инструктор. Я вытаскиваю своих пилотов на ЦЗ и с гордостью говорю — сейчас вы увидите, как садится настоящий лётчик — инструктор!

Вот заходит «двадцать первый» — я смотрю на профиль посадки, и понимаю, что не удастся показ! «Свистит» он со страшной скоростью, видно, что без закрылков. Касается ВПП переднее колесо — тут же взрывается, летят черные ошметки резины, летят искры от обода, — и выкатывается в АТУ. Притаскивают самолёт Григория за тягачом

— Ну как же ты так? — спрашиваю его расстроено.

— Да у вас тут — давление низкое — температура высокая — скорость не падает — закрылки не выпустить — СПС не включился!

(Давление, действительно, — от 720 до 730 все время.)

Пришлось потом на Сушке самому показывать своим пилотам, как садятся Каменские инструктёры.

                                    Су-24
Су-24

Страшно в воздухе было трижды

Отработал на польском полигоне Намыслув разведку на предельно малой высоте, ухожу с набором высоты домой. Триммер отработан по тангажу на кабрирование, как положено на ПМВ. Сам смотрю в крене вниз-назад, на полигон и непроизвольно отпускаю РУ. Чувствую телом нарастание перегрузки и начало тряски, быстро даю РУ в приборную доску и сразу холодею. Ведь на Яке срыв ниже 4 км. — прыжок однозначно. А «пэпэшка» с его задней центровкой ну очень охотно носик задирал!

Возил пилота 2-го класса Серегу Косач на пилотаж на ПМВ. Самолет — Су-24, первая зона в Николаевке, возле Капчагая. «ПикнУли» пару раз с 600 м до 50.

— Теперь давай сам — говорю ему.

И отвлекся на каньон реки Или, красивое место, отдыхать туда ездили по выходным. Упустил контроль за действиями пилота.

Серега пришел к нам с ИБА, привык на «свистульках» легких летать. А его второй класс усыпил мою бдительность.

Короче, когда я перевел взгляд в кабину, то выводить было давно пора!

Тяну ручку управления на себя, но стараюсь не сорвать самолет, слежу за УУАП, а краем глаза, боковым зрением, вижу, как к нам стремительно летят навстречу барханы. Вот они уже выше линии горизонта, а деваться некуда, угол атаки уже на пределе!

Молнией мелькнула мысль — сейчас чиркнем соплами по макушкам барханов! Даже сжался инстинктивно. Но Бог миловал.

Но Бог — он ещё и троицу любит!

Прикрывал я на «ПэПэшке» активными помехами боевые порядки группы Сушек во время их удара по полигону Салдус. Они пикируют на цель, потом набирают высоту 1 800 метров, я же иду на 2 400, и снова беру их под своё «крылышко». Над целью вхожу в сплошную облачность, слушаю обстановку в районе цели по радио. Вот отработала по целям моя группа. И тут мой штурманец, Серёга Хлопин, ни с того, ни с сего, говорит — давай протянем разворот от цели секунд на десять!

— Добже!

Иду по прямой. В серой мгле облака, метрах в двадцати справа от меня, со стороны как раз планируемого разворота, с углом набора градусов тридцать, вверх проносится и мгновенно исчезает видение — силуэт Су–24.

Вот так мы остались живы.

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Игорь Михайлович Захаров | Литературный салон "Авиатор" | Дзен