Что происходит с душой в загробном мире? И видят ли нас умершие после смерти? По православному учению человеческая природа имеет две составляющих: душу и тело. Тело состоит из физической материи. Поэтому оно подчиняется материальным законам, то есть смертно и подвержено разложению. Душа же имеет духовную, а не материальную сущность. Пока человек жив, она соединена с телом. Но в момент смерти душа покидает его. Она продолжает самостоятельное вечное существование в ином мире («Тайная жизнь души после телесной смерти»).
Рай и ад
Загробное состояние души напрямую зависит от её духовного облика на момент разлучения с телом. Рай – это пребывание с Богом. Праведные души ещё в земной жизни стремились соединиться с Ним. И прилагали для этого усилия. То есть каялись и очищались от грехов, молились, участвовали в дарующих благодать церковных Таинствах. Поэтому смерть для праведников – это долгожданная встреча с Господом.
Ад – это отсутствие Бога. Это состояние грешных душ. В земной жизни они не искали Господа, не желали впускать Его в своё сердце. В таких душах укоренялась не Божественная благодать, а грехи и страсти. Грех – это нарушение человеком нравственного закона (заповедей), заложенного в него Богом. Это роковое отступление от праведной жизни. Грех искажает задуманное Творцом существование человеческой природы и отчуждает от Него душу. Страсть – зависимость от греха, болезнь души, которая полностью подчиняет себе грешника. Всевышний не может быть с человеком против его воли. Грешная душа ещё при жизни стала пленницей дьявола. После смерти она продолжает быть во власти тёмных сил.
«Отчуждивший себя от Бога во времени, стяжавший все богопротивные свойства, добровольно отвергший усвоение Богу, естественно отходит по кончине своей в страну, обреченную в жилище существ, отверженных Богом» (Полное собрание творений святителя Игнатия Брянчанинова. Том 4).
Душа обладает свободой воли и способностью к покаянию только до разлучения с телом. При жизни духовная и земная сущность человека составляют одно целое, поэтому он может нравственно меняться. Но после смерти он самостоятельно уже ничего не может сделать для своего спасения. Однако помочь умершему могут молитвы и добрые дела живых людей. Ведь Церковь Христова – это единый организм. Живое тело, состоящее как из живущих христиан, так и из усопших, пребывающих в ином мире. И физическая смерть не является преградой для их духовной связи. Ведь в основе этой связи – любовь и сострадание.
Первые 40 дней после смерти
В Православии нет утверждённых Церковью догматов, что происходит с душой непосредственно после смерти. На эти вопросы отвечает церковное Предание. Первые два дня после разлучения с телом душа свободна и остаётся на земле. Об этом говорится в труде «Последние времена по учению отцов Церкви». Она может посетить дорогие ей места. В этом заключается ответ, видят ли нас умершие после смерти.
В третий день душа возносится на Небеса и поклоняется Богу. Также ей показываются райские чертоги, где обрели покой и радость праведники.
На девятый день вновь совершается поклонение Господу, после чего душа перемещается в ад. Там она видит ужас пребывания без Бога и страдания грешников. На сороковой день душа в третий раз предстаёт перед Творцом. Над ней совершается частный предварительный суд. Он определит место пребывания души до Страшного Суда, который произойдет после Второго Пришествия Христа.
Частный суд связан с прохождением души через мытарства. То есть через испытания, которые выявляют, насколько в ней укоренились те или иные страсти. Человек даёт ответ за всю жизнь. «Обвинителями» выступают желающие заполучить душу злые духи. Ангелы же защищают её. Они указывают на добрые дела человека и не позволяют вменить ему в вину раскаянные грехи. Поэтому мытарства гораздо легче пройти тем, кто при жизни старался спасти свою душу. Учение о мытарствах было сформулировано в 5 веке в “Житии преподобного Василия Нового”. Это сочинение имеет апокрифический (неканонический) характер. Выраженное в нём учение о мытарствах является не догматическим утверждением.
К вопросу «слышат ли нас умершие?» следует подходить с духовной точки зрения. В прохождении мытарств и обретении Царства Небесного помогает церковное и домашнее молитвенное поминовение. А также творимые за упокой души добрые дела (например, милостыня). Если же душа находится в аду, поминовение облегчает её муки. По милости Бога молитвы даже могут способствовать оправданию грешника на Страшном Суде. «Мёртвым помогают приношения, совершаемые живыми» (Творения святого преподобного Ефрема Сирина).
Видят ли нас умершие после смерти
Видит ли душа умершего человека своих близких? Как уже было сказано, в первые дни после смерти душа вольна посещать любые земные места. Поэтому она может увидеть и своих близких. Известны многочисленные свидетельства этого от людей, которые вернулись с того света. Они видели окружающих и пытались общаться с ними. Но из-за невидимости и неосязаемости души это было безрезультатно.
Но возможно ли такое после прохождения душой частного суда? Протоиерей Андрей Ефанов отмечает, что святые души могут иметь попечение о своих живых близких. Например, у кого-то в роду может быть новомученик, который в раю молится за потомков. Таким образом, он духовно «видит» своих родных. К праведникам, причисленным к лику святых, обращаются христиане всего мира. Божьи угодники помогают доносить до Господа наши просьбы, а также, по Его воле, совершают чудеса. Грешные души, по словам протоиерея Андрея Ефанова, истощены и сами нуждаются в нашей молитвенной помощи.
Возможен ли контакт между душой усопшего и её живыми близкими? Схиархимандрит Плакида (Дезей) отмечает, это может случиться
«только с Божиего позволения. А все виды магического вызывания умерших всегда осуждались. Причем как Словом Божиим, так и христианским сознанием».