Найти в Дзене
Инна Марусева

Педагогическая наука,ее отрасли,категории,принципы и закономерности обучения.

Марусева И.В.(доктор пед.наук,канд.физ-мат.наук), Санкт-Петербург. Педагогическая наука,ее отрасли,категории,принципы и закономерности обучения. Ключевые слова:педагогика и отрасли, категории, закономерности,задачи и принципы . «Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу…. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться». Д.С.Лихачёв В данной статье мы рассмотрим следующие два вопроса: 1. Педагогические принципы, закономерности и задачи. Педагогическая наука и практика как единая система 2. Научные отрасли педагогики и ее категориальный аппарат Приступим к рассмотрению первого из вышеназванных пунктов. 1. Педагогические принципы, закономерности и задачи. Педагогическая наука и практика как единая система Ра

Марусева И.В.(доктор пед.наук,канд.физ-мат.наук),

Санкт-Петербург.

Педагогическая наука,ее отрасли,категории,принципы и закономерности обучения.

Ключевые слова:педагогика и отрасли, категории, закономерности,задачи и принципы .

«Мы вступаем в век, в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, все усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу…. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за все, что будет создаваться».

Д.С.Лихачёв

В данной статье мы рассмотрим следующие два вопроса:

1. Педагогические принципы, закономерности и задачи.

Педагогическая наука и практика как единая система

2. Научные отрасли педагогики и ее

категориальный аппарат

Приступим к рассмотрению первого из вышеназванных пунктов.

1. Педагогические принципы, закономерности и задачи.

Педагогическая наука и практика как единая система

Рассмотрим педагогические принципы, закономерности и задачи педагогики как науки.

В логическом смысле принцип – это центральное понятие, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, к которой оно относится. Другой смысл слова – принцип действия, под которым подразумевается, например, этическая норма. Именно второй смысл подходит для педагогики, и вот почему. Это наука изучает деятельность и должна давать нормативные задания, предписывать, как следует эту деятельность строить, осуществлять и совершенствовать.

Педагогические принципы – это принципы деятельности, представляющие собой наиболее общее нормативное задание, которое педагогика получает, когда она реализует свою конструктивно-техническую функцию.

В них содержатся указания – как надо действовать, дабы добиться необходимых результатов.

В отличии от закономерностей, принципы имеют субъективную сторону в том смысле, что осуществление принципа не обязательно для педагога. Он может, например, не реализовывать принцип наглядности (применение в обучении средств наглядности), а сделать обучение чисто вербальным, как это было до Коменского. От этого процесс обучения не исчезнет, хотя, скорее всего, он станет менее эффективным.

В принципах содержится знание о том, что не существует ( в отличии от закономерностей) без наших усилий. Например, принцип единства обучения и воспитания не устанавливается автоматически, а нужна специальная работа педагогов-теоретиков, составителей учебных материалов, учителей, чтобы сделать обучение воспитывающим.

Конкретные принципы обучения и воспитания вы встретите ниже, в процессе повествования – в последующих разделах книги. Остановимся сейчас лишь на принципах, относящихся к образованию в целом.

Главный принцип образования – его гуманистическая ориентация.

Он предполагает направленность обоюдодоброжелательного образовательного процесса на возможно полное развитие тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу, соединение бытия индивидуального человека с культурой.

Важнейшей частью гуманизации образования является гуманитаризация, которая предполагает:

1) наращивание в содержании всех учебных предметов знаний о человеке, человечестве, человечности;

2) особое внимание к преподаванию гуманитарных учебных предметов (литературы, истории, языков, искусства), признание их приоритетной роли в образовании;

3) при реализации этого принципа возникает задача гуманизации преподавания негуманитарных предметов (физики, химии, математики, информатики и т.п.).

Ее можно решить путем выделения в каждом предмете одних и тех же частей общечеловеческой культуры.

Преподавание любого учебного предмета в соответствии с этим принципом будет направлено на формирование:

- творческих способностей учащихся;

- их эмоциональной сферы;

- гуманистических отношений.

Принцип гуманизации образования является главным и системообразующим.

Другой общий принцип – принцип информатизации образования.

Переворот в информационной сфере можно считать третьим в истории великим информационным переворотом после изобретения письменности и книгопечатания. Истоки потребности в информатизации лежат в невиданном ранее противоречии между информационными возможностями людей, ограниченными физическими рамками, и энергетическими возможностями производства, ставшим, по сути, безграничными в силу использования машинной техники. Именно оно и решается путем создания информационных, компьютеризированных технологий в области переработки и использования знаний.

Цель образования и представление о нем как процессе, в котором соединяются воспитание и обучение, обуславливают принцип целостности образовательного процесса.

В этом принципе находит выражение необходимость целенаправленных усилий, устремленных на объединение воспитания и обучения. Поэтому целостность не попала в число педагогических закономерностей. Реализуя этот принцип, мы формируем единство знаний и умений, сознания и поведения. Еще один важнейший принцип – принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности.

Общие принципы воспитания по мере приближения к практике выстраиваются в определенной методической системе, представляющей собой нормативное отображение определенного участка педагогической действительности, например, преподавания истории, информатики и т.д. В этой системе расположены знания разной степени общности – от общих принципов воспитания и обучения до конкретных приемов обучения (частных методик) какому-либо предмету или воспитания.

Методическая система конкретизируется в п р о е к т е этой деятельности: в образовательных стандартах, программах, учебниках и т.д. Они проверяются на практике – в ходе опытной работы, являются частью и средством д е я т е л ь н о с т и учителя и ученика. Это конечный результат научной работы и одновременно - начальный пункт практической работы педагогов.(см.рис.1)

Рис.1. Педагогическая наука и практика как единая система ( по материалам кн. «Педагогика» под ред. П.Н.Пидкасистого, М.,2002г.).

Знание педагогической теории дает исследователю возможность целенаправленно наблюдать действительность, а знание уже сформированных принципов позволяет более глубоко раскрыть закономерность.

В педагогике выявлен и сформирован ряд общих закономерных связей, существующих в педагогической деятельности. Наиболее общий закон целостного образовательного процесса формируется как обязательное присвоение подрастающими поколениями социального опыта старших поколений. Другой общий закон – это социальная сущность образования.

Специфическим и закономерным для сферы образования отношением является взаимодействие учителя и ученика, воспитателя и воспитанника, без которого нет самого этого процесса, а также единство содержательной и процессуальной сторон обучения.

Еще несколько педагогических закономерностей:

- эффективность образовательного процесса закономерно зависит от материальных, гигиенических, морально-психологических и т.п. условий, в которых он протекает;

- средства педагогической деятельности обусловлены задачами и содержанием конкретной педагогической ситуации;

- прочность усвоения содержания учебного материала тем больше, чем систематичное организовано прямое и отсроченное повторение этого содержания и введение его в систему уже усвоенного ранее содержания;

- обученность учащихся сложным способам деятельности зависит от того, насколько учитель обеспечил успешное предшествующее овладение простыми видами, деятельность и готовность учащихся определять ситуации, в которых эти действия могут быть применены.

Закономерность – наиболее общая форма воплощающая теоретического знания. Она свидетельствует о наличии закона. Закономерный значит, осуществляющийся на основе закона.

Задачи педагогической науки – задачи познавательные. На первом листе среди них стоит задача объективных закономерностей образовательного процесса, о которых мы говорили выше. Не надо смешивать в педагогике решение научных и практических задач.

Практическая работа нацелена на конкретные результаты деятельности обучения и воспитания людей, а научная – на получение знаний о том, как объективно протекает эта деятельность, и что нужно делать, чтобы она стала более эффективной, в возможно большей степени соответствующей поставленным целям.

Еще одна задача педагогики – обоснование современных педагогических систем. В этом деле научно-теоретическая функция педагогики является приоритетной и системообразующей по отношению к конструктивно-технической.

Еще одной задачей педагогической науки является разработка нового содержания образования и соответствующих ему методов, форм, систем обучения, воспитания, управления образованием.

Еще одна задача- саморефлексия, или осознание педагогической наукой самой себя: способов получения объективного знания о педагогической деятельности (о характеристиках, логике, условиях повышения качества педагогического исследования), о структуре науки, ее связи с практикой, собственном понятийном составе и т.п. Выполнение этой задачи предполагает развитие исследований в области м е т о д о л о г и и педагогики.

Сфера влияния педагогической науки, особенно ее теоретической части, не ограничивается применением к деятельности учителя, разрабатывается общая стратегия реформирования образования, создаются проекты образовательных процессов, готовятся образовательные стандарты и т.п. Задача науки – обоснование всех этих материалов и соответствующих действий в их целостности.

Педагогическая деятельность предполагает четыре вида ее вида:

- практическая;

- научная;

- административная;

- передача результатов науки практику.

Объектом педагогической деятельности является человек, которого мы обучаем и воспитываем. В то же время он, конечно, и субъект, значит тоже действующая сторона (ученик существенно воздействует на педагога, согласно популярной сейчас «субъектно-субъектной» педагогической парадигме в противовес традиционной «субъектно-объектной»).

Вряд ли следует долго доказывать простую истину, что взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения вовсе не имеет в виду равноценность их разнонаправленных отношений. При хорошо поставленном педагогическом руководстве ребенок не ощущает, что им кто-то руководит.

Хороший педагог делает нити руководства невидимыми неощутимыми, но они непременно существуют (см. рис.2.)

Иногда неверно отождествляют объект педагогического исследования с объектом педагогического воздействия, то есть с ребенком, его психикой. При этом допускается смещение объектов и предметов двух наук – педагогики и психологии. Наука психология изучает то, что для педагогики служит объектом практики. Объект дидактического исследования – деятельность преподавания, а ученик выступает как объект преподавания и субъект учения. О и объект и субъект одновременно.

-2

Рис.2. Субъектно-объектные отношения в обучении и в науке.

Понятие целостности процесса обучения неразрывно связано с понятием системности и комплексности. Система – множество взаимосвязанных элементов (компонентов), образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегративными свойствами и закономерностями (Кузьмин В.П., 1986). Элементы системы обучения: цель, учебная информация, средства педагогической коммуникации педагога и учащегося, формы их деятельности и способы осуществления педагогического руководства учебной и другими видами деятельности и поведения учащихся .

2. Научные отрасли педагогики и ее

категориальный аппарат

Классификация педагогических дисциплин может быть проведена по разным основаниям.

По главным видам образовательной деятельности – воспитанию и обучению – выделяют, соответственно, теорию воспитания и теорию обучения (дидактику).

В систему педагогических наук входят различные методики обучения школьников и студентов различным дисциплинам (методики преподавания физики, химии, языка, биологии и т.д.). В этих методиках содержатся специфические частные закономерности управления развитием мышления учашегося. Исследователи частных методик при том обогащают общую теорию - дидактику. Дидактика же обеспечивает методикам научное единство в подходе к учащимся в выборе содержания, путей и средств учебной работы.

Общими разделами педагогики, объектами которых является теория и практика образования в целом, являются – сравнительная педагогика и история педагогики. Сравнительная педагогика исследует закономерности функционирования и развития педагогических систем в различных странах. Поиск общего и особого в различных системах помогает давать научные толкования традициям, системам, обогащать педагогическую культуру за счет международного опыта.

История педагогики – наука о закономерностях функционирования и развития воспитания, образования, обучения в прошлом.

Методология педагогики – специальная область знаний – знаний о самой педагогике, о ее статусе, понятийном аппарате, способах получения достоверного научного знания. Выделение собственного предмета исследований, ее серьезное развитие в последние годы, дают основание признать за методологией педагогики статус педагогической научной дисциплины.

Дошкольная педагогика – наука о закономерностях развития, формирования личности детей дошкольного возраста. Она включает в себя: дидактику дошкольного образования, теорию и практику профессиональной подготовки специалистов по дошкольному воспитанию, международные стандарты дошкольного развития ребенка.

Педагогика школы – наука, объединяющая тысячелетний опыт человечества по руководству развитием, формированием подрастающих поколений в различных социально-экономических условиях.

Педагогика профессионально-технического образования – отрасль науки, предметом изучения которой являются закономерности подготовки рабочих высокой квалификации.

Педагогика высшей школы – педагогическая наука, развитие которой обусловлено во многом тем, что будущих специалистов обучают представители высшей квалификации: доктора наук, профессора, академики и т.п., которые сами являются авторами научных теорий, концепций, школ, технологий. Многие дидактические вузовские разработки являются источниками инноваций, обновления школьного учебного процесса.

Производственная педагогика – изучает закономерности обучения работающих, переориентацию их на новые средства производства, повышения их квалификации и т.д.

Военная педагогика – вскрывает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, методы, формы обучения и воспитания военнослужащих всех рангов.

Социальная педагогика – содержит теоретические и прикладные разработки в области внешкольного образования и воспитания детей и взрослых. (Например, в многопрофильных образовательно-воспитательных учреждениях, клубах, станциях юных техников).

Исправительно-трудовая педагогика (педагогика пенитенциарных учреждений) – занимается вопросами и проблемами перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления.

Специальные педагогические науки: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика (а вместе это – «коррекционная педагогика») – теоретические основы, принципы, формы и средства воспитания и образования детей с аномалиями в развитии (зрения, слуха, мышления).

Теперь остановимся на категориальном аппарате педагогики.

Широко используется в педагогике такие философские категории: «социализация», «сущность», «явление», «общее», «единичное», «противоречие», «причина и следствие», «возможность и действительность», «качество и количество», «бытие», «сознание», «практика» и др.

К собственным понятиям педагогики относятся: «педагогика воспитания», «педагогическая действительность», «педагогическое взаимодействие», «педагогическая система», «образовательный процесс», «преподавание и учение», «учебный предмет», « учебный материал», «учебная ситуация», «метод обучения», «прием обучения», «учитель», «ученик», «урок» и др. Все эти понятия находятся во взаимосвязи, они подвижны и гибки, как те явления действительности, которые в них отражаются. Их содержание переосмысливается, обогащается в ходе научной и практической работы.

Л и т е р а т у р а

1.Марусева И.В. Современная педагогика ( с элементами педагогической психологии): учебное пособие для вузов.М.-Берлин,Изд-во Директ-Медиа,2016- 625 с.

2.Марусева И.В. ,Коваленко М.И. Педагогика.Из-во ЗНАНИЕ, Санкт-Петербург,2009 г.-225 с.