Найти тему

Эта статья для любителей советского кино и знатоков советского футбола. Футбольная дилогия Виктора Садовского. ч.2

Начало тут.

Через семь лет после сьемок фильма "Удар! Еще удар!" летом 1975 г. Виктор Садовский начал снимать свой третий фильм "Одиннадцать надежд", вновь фильм о футболе.

В промежутке в 1971 г. он снял один из лучших советских спортивных фильмов "Ход белой королевы" по роману Льва Кассиля. Роман был написан в 1956 г. и рассказывал о советских лыжниках, прототипом главной героини была первая советская олимпийская чемпионка в зимних видах спорта Любовь Козырева-Баранова. Фильм вышел летом 1972 г., сразу после зимних Олимпийских Игр в Саппоро, где триумфально выступила другая наша легендарная лыжница Галина Кулакова, которую зрители сразу посчитали прототипом главной героини фильма. Даже в Википедию проникла эта ошибочная информация.

После сьемок "Удар! Еще удар!" предполагалось снимать продолжение. Предполагалось, что Андрей Таманцев станет тренером сборной СССР, а его сын Сергей нападающим сборной. Но прямого продолжения не получилось, хотя в новом фильме есть футбольная команда "Заря" из Ленинграда, есть лучший нападающий сборной из ленинградской "Зари" Сергей Романцев, имя и фамилия очень созвучны с Сергеем Таманцевым, а тренер "Зари" назначен вторым тренером сборной.

Фильм снимался летом 1975 г. Год назад в ФРГ проходил чемпионат мира по футболу, на который советская сборная впервые за 16 лет с начала ее участия в мировом первенстве, не попала. Не попала из-за политических интриг. Во время отборочных игр команда СССР, чтобы попасть в финал первенства мира, должна была не только стать первой в своей группе, где кроме нее играли сборные Ирландии и Франции, но провести стыковой матч с победительницей одной из латиноамериканских групп.

Сборная СССР стала первой в своей группе и 26 сентября 1973 г. ей предстоял матч со сборной Чили. Но 11 сентября в Чили произошел государственный переворот, военная хунта во главе с генералом Пиночетом свергла законное социалистическое правительство блока "Народно Единство" Сальвадора Альенде. В стране начался террор против социалистов, коммунистов и других сторонников прежнего правительства. Стадион "Насиональ" в Сантьяго был превращен в концлагерь, где проводились пытки и бессудные расстрелы.

Футбольная сборная Чили для подготовки матча со сборной СССР уехала из страны еще до переворота. 26 сентября 1973 г. в Москве состоялся первый стыковой матч между сборными Чили и СССР. Игра у нашей сборной не получилась и закончилась со счетом 0-0. Теперь надо было играть труднейший ответный матч в Сантьяго. И благополучный исход ничто не гарантировало. А проиграть сборной страны, где правит кровавая фашистская хунта, было нельзя. Один раз уже проиграли в 1964 г. финал в Мадриде Кубка Европы сборной Испании, в стране, где правил кровавый диктатор Франко. За этот проигрыш был снят с должности старшего тренера сборной К. И. Бесков.

Поэтому в ЦК КПСС было решено вообще не играть второй матч сославшись, что стадион в Сантьяго обагрен кровью чилийских патриотов, убитых кровавой хунтой. Даже отказались рассмотреть вопрос об игре на нейтральном поле, хотя президент ФИФА Стенли Роуз был согласен рассмотреть такой вариант. В итоге сборной СССР, которая не явилась на матч в Чили, засчитали техническое поражение со счетом 0-3, и на финал ЧМ -74 в ФРГ поехала сборная Чили.

Весной 1974 г. старшим тренером сборной СССР был вновь назначен К.И. Бесков. Ему предстояло готовить сборную к чемпионату Европы 1976 г., а затем и к чемпионату мира 1978 г. В 1963 г. он уже принимал сборную для подготовки к ЧМ-66, но осечка со вторым местом на Кубке Европы в Мадриде прервала его карьеру тренера сборной на десять лет.

С апреля по октябрь 1974 г. сборная под руководством Бескова провела три официальных матча, из них дома два товарищеских со сборными Югославии и Чехословакии. У Югославов выиграли, чехам проиграли. А 30 октября в официальном отборочном матче чемпионата Европы сборная СССР проиграла в Дублине сборной Ирландии со счетом 3-0. К.И. Бескова снова сняли с должности старшего тренера сборной.

Первую сборную возглавил Валерий Лобановский, а Бескова в январе 1975г. назначили старшим тренером олимпийской сборной, которую он вывел в финал Олимпийских игр в Монреале. Но перед самым началом игр, олимпийскую сборную возглавил Лобановский, который только что проиграл со своим киевским "Динамо" в 1976 г. все что можно. И оба ,весенний и осенний, чемпионаты СССР, четвертьфинал Кубка европейских чемпионов "Сент-Этьенну" и четвертьфинал Чемпионата Европы 1976. И на Олимпиаде Лобановский и сборная в лице киевского "Динамо" заняла только 3 место.

Вот к чему я все так подробно описываю эти факты футбольной жизни, а к тому, что весь сюжет фильм основан на реальных событиях. Аналогии с реальными случаями просматриваются невооруженным глазом. Вот причем здесь Бесков? А при том, что он прототип главного героя, старшего тренера сборной Василия Воронцова.

Ну, а дальше фильм поехал на давно проложенным рельсам советского спортивного фильма. В фильме обязательно должен быть тренер-новатор, который отвечает за порученное дело и никому не позволит вмешиваться. Лучший футболист, который нарушит режим и будет отстранен от игры, но в решающий момент решающего матча тренеры выпустят его на поле. Молодой и очень способный игрок, который спасет команду. Болельщик из народа, который знает, как надо играть в футбол, и дает мудрые советы старшему тренеру сборной. Драматическая развязка главного матча на последних секундах. И плюсом мелодраматическая "лавстория" между центрфорвардом и врачихой-хирургом, которая поставила его на ноги после травмы.

Готовит Воронцов нашу сборную к чемпионату мира. Остается последняя игра с испанцами. Предыдущую в Москве сборная СССР выиграла 1-0, теперь ответная игра. Ситуация, как она была в действительности осенью 1971 г., когда сборная СССР приехала на заключительный матч с Испанией в отборочной группе ЧЕ-72. В Москве наша сборная победила 2-1 и теперь ее устраивала ничья.

Матч выдался тяжелейшей. Испанская сборная во главе со знаменитым Амансио 90 минут беспрерывно отчаянно атаковала, наши сидели в глухой обороне. Только самоотверженность защитников и великолепная игра вратаря Евгения Рудакова, который после этого матча будет признан лучшим футболистом СССР, позволила добиться ничьей 0-0. В следующем году в полуфинале ЧЕ со сборной Венгрии при счете 1-0 в нашу пользу Рудаков на 85 минуте отразит пенальти и наши выйдут в финал, где проиграют будущей сильнейшей сборной мира, "немецкому паровому катку" сборной ФРГ 3-0.

Как всегда, в таких фильмах самое интересное - это показ футбольного матча. Обязательно должна идти напряженная борьба,забиваться много голов. Наши должны постоянно отыгрываться и на последней минуте или забить победный гол, или сравнять счет, что равносильно победе. Вот и в этом фильме все в соответствие с лекалами.

Наша сборная все время отыгрывается. Центрфорвард Романцев ломает предплечье, но его любимая докторша так к нему ласково обращается, что он с загипсованной рукой бросается обратно в бой. Здесь аналогия с защитником Николаем Тищенко, который в полуфинале Олимпиады-56 играл с поломанной ключицей. А еще в фильм вставили эпизод, когда в конце матча испанская публика выбегает на поле и сбивает атакующий порыв отыгрывающейся советской сборной. Ну, здесь полная калька с финала Кубка обладателей кубков \ сейчас это Кубоек УЕФА\ 72 г. между "Глазго Рейнджерс" и московским "Динамо", которое тогда тренировал Бесков. "Динамо" тогда проиграли 2-3, отыгрываясь с 0-3. Молодое дарование Косичкин забивает гол в собственные ворота. Здесь аналогия с защитником ЦДКА Иваном Кочетковым, который в 1948 г. решающем матче за чемпионство с московским "Динамо" забил автогол, а потом за 5 минут до конца начал атаку и выдал пас Вячеславу Соловьеву, после удара которого по воротам, на добивание пошел Всеволод Бобров и забил победный гол. А в фильме Косичкин на последней минуте с пас травмированного Романцева забивает гол. Счет становиться 3-3 и сборная СССР едет на чемпионат мира.

Ну, и как же не обойтись без фирменного продолжительного вопля "ГООООЛ!!!" от Николая Николаевича Озерова, который солирует  со своим комментарием весь эпизод с матчем.
Ну, и как же не обойтись без фирменного продолжительного вопля "ГООООЛ!!!" от Николая Николаевича Озерова, который солирует со своим комментарием весь эпизод с матчем.

Вот любит Садовский крупный счет в своих киноматчах. Вот в этом фильме счет 3-3. А в "Удар! Еще удар!" матч заканчивается со счетом 4-4. А в целом "Одиннадцать надежд" будет послабее первого фильма. Какрй-то он примитивный, поверхностный и предсказуемый. Наверное, из-за того, что литературная основа была покрепче, все-таки автором сценария был Лев Кассиль. А в этом фильме Валентин Ежов и сам режиссер. А может быть потому, что сценаристы и режиссер пошли по самому легкому пути. Взяли из футбольной жизни всем известные факты и просто вставили их в картину. В результате получилась такая мозаика, слегка связанная сюжетом и маленько разбавленная мелодраматической линией любви между центрфорвардом и врачихой.

И опять же не крайне неудачный выбор на роль главного героя Анатолия Папанова, в этом фильме он вообще никакой. Вот просто никакой. Ни плохой, ни хороший, ни умный и ни дурак. Папанов просто говорит текст, даже не пытаясь изобразить какую-нибудь эмоцию, или не может. Наверное, все эмоции ушли на вопль: "Ну, заяц, погоди!"

Кончается фильм тем, что главный герой элегантно одетый в отутюженный костюм, стоит у окна поезда и представляет, как его парни дебютируют на чемпионате мира.
Кончается фильм тем, что главный герой элегантно одетый в отутюженный костюм, стоит у окна поезда и представляет, как его парни дебютируют на чемпионате мира.

Вот только в действительности произойдет это через долгих 7 лет. И первую сборную тогда будет тренировать опять же главный тренер Константин Иванович Бесков. Вот такое пророчество.

И опять маленький бонус из того времени. Владимир Высоцкий. "После чемпионата мира по фтуболу. 1970".

Часть 1