Через семь лет после сьемок фильма "Удар! Еще удар!" летом 1975 г. Виктор Садовский начал снимать свой третий фильм "Одиннадцать надежд", вновь фильм о футболе.
В промежутке в 1971 г. он снял один из лучших советских спортивных фильмов "Ход белой королевы" по роману Льва Кассиля. Роман был написан в 1956 г. и рассказывал о советских лыжниках, прототипом главной героини была первая советская олимпийская чемпионка в зимних видах спорта Любовь Козырева-Баранова. Фильм вышел летом 1972 г., сразу после зимних Олимпийских Игр в Саппоро, где триумфально выступила другая наша легендарная лыжница Галина Кулакова, которую зрители сразу посчитали прототипом главной героини фильма. Даже в Википедию проникла эта ошибочная информация.
После сьемок "Удар! Еще удар!" предполагалось снимать продолжение. Предполагалось, что Андрей Таманцев станет тренером сборной СССР, а его сын Сергей нападающим сборной. Но прямого продолжения не получилось, хотя в новом фильме есть футбольная команда "Заря" из Ленинграда, есть лучший нападающий сборной из ленинградской "Зари" Сергей Романцев, имя и фамилия очень созвучны с Сергеем Таманцевым, а тренер "Зари" назначен вторым тренером сборной.
Фильм снимался летом 1975 г. Год назад в ФРГ проходил чемпионат мира по футболу, на который советская сборная впервые за 16 лет с начала ее участия в мировом первенстве, не попала. Не попала из-за политических интриг. Во время отборочных игр команда СССР, чтобы попасть в финал первенства мира, должна была не только стать первой в своей группе, где кроме нее играли сборные Ирландии и Франции, но провести стыковой матч с победительницей одной из латиноамериканских групп.
Сборная СССР стала первой в своей группе и 26 сентября 1973 г. ей предстоял матч со сборной Чили. Но 11 сентября в Чили произошел государственный переворот, военная хунта во главе с генералом Пиночетом свергла законное социалистическое правительство блока "Народно Единство" Сальвадора Альенде. В стране начался террор против социалистов, коммунистов и других сторонников прежнего правительства. Стадион "Насиональ" в Сантьяго был превращен в концлагерь, где проводились пытки и бессудные расстрелы.
Футбольная сборная Чили для подготовки матча со сборной СССР уехала из страны еще до переворота. 26 сентября 1973 г. в Москве состоялся первый стыковой матч между сборными Чили и СССР. Игра у нашей сборной не получилась и закончилась со счетом 0-0. Теперь надо было играть труднейший ответный матч в Сантьяго. И благополучный исход ничто не гарантировало. А проиграть сборной страны, где правит кровавая фашистская хунта, было нельзя. Один раз уже проиграли в 1964 г. финал в Мадриде Кубка Европы сборной Испании, в стране, где правил кровавый диктатор Франко. За этот проигрыш был снят с должности старшего тренера сборной К. И. Бесков.
Поэтому в ЦК КПСС было решено вообще не играть второй матч сославшись, что стадион в Сантьяго обагрен кровью чилийских патриотов, убитых кровавой хунтой. Даже отказались рассмотреть вопрос об игре на нейтральном поле, хотя президент ФИФА Стенли Роуз был согласен рассмотреть такой вариант. В итоге сборной СССР, которая не явилась на матч в Чили, засчитали техническое поражение со счетом 0-3, и на финал ЧМ -74 в ФРГ поехала сборная Чили.
Весной 1974 г. старшим тренером сборной СССР был вновь назначен К.И. Бесков. Ему предстояло готовить сборную к чемпионату Европы 1976 г., а затем и к чемпионату мира 1978 г. В 1963 г. он уже принимал сборную для подготовки к ЧМ-66, но осечка со вторым местом на Кубке Европы в Мадриде прервала его карьеру тренера сборной на десять лет.
С апреля по октябрь 1974 г. сборная под руководством Бескова провела три официальных матча, из них дома два товарищеских со сборными Югославии и Чехословакии. У Югославов выиграли, чехам проиграли. А 30 октября в официальном отборочном матче чемпионата Европы сборная СССР проиграла в Дублине сборной Ирландии со счетом 3-0. К.И. Бескова снова сняли с должности старшего тренера сборной.
Первую сборную возглавил Валерий Лобановский, а Бескова в январе 1975г. назначили старшим тренером олимпийской сборной, которую он вывел в финал Олимпийских игр в Монреале. Но перед самым началом игр, олимпийскую сборную возглавил Лобановский, который только что проиграл со своим киевским "Динамо" в 1976 г. все что можно. И оба ,весенний и осенний, чемпионаты СССР, четвертьфинал Кубка европейских чемпионов "Сент-Этьенну" и четвертьфинал Чемпионата Европы 1976. И на Олимпиаде Лобановский и сборная в лице киевского "Динамо" заняла только 3 место.
Вот к чему я все так подробно описываю эти факты футбольной жизни, а к тому, что весь сюжет фильм основан на реальных событиях. Аналогии с реальными случаями просматриваются невооруженным глазом. Вот причем здесь Бесков? А при том, что он прототип главного героя, старшего тренера сборной Василия Воронцова.
Ну, а дальше фильм поехал на давно проложенным рельсам советского спортивного фильма. В фильме обязательно должен быть тренер-новатор, который отвечает за порученное дело и никому не позволит вмешиваться. Лучший футболист, который нарушит режим и будет отстранен от игры, но в решающий момент решающего матча тренеры выпустят его на поле. Молодой и очень способный игрок, который спасет команду. Болельщик из народа, который знает, как надо играть в футбол, и дает мудрые советы старшему тренеру сборной. Драматическая развязка главного матча на последних секундах. И плюсом мелодраматическая "лавстория" между центрфорвардом и врачихой-хирургом, которая поставила его на ноги после травмы.
Готовит Воронцов нашу сборную к чемпионату мира. Остается последняя игра с испанцами. Предыдущую в Москве сборная СССР выиграла 1-0, теперь ответная игра. Ситуация, как она была в действительности осенью 1971 г., когда сборная СССР приехала на заключительный матч с Испанией в отборочной группе ЧЕ-72. В Москве наша сборная победила 2-1 и теперь ее устраивала ничья.
Матч выдался тяжелейшей. Испанская сборная во главе со знаменитым Амансио 90 минут беспрерывно отчаянно атаковала, наши сидели в глухой обороне. Только самоотверженность защитников и великолепная игра вратаря Евгения Рудакова, который после этого матча будет признан лучшим футболистом СССР, позволила добиться ничьей 0-0. В следующем году в полуфинале ЧЕ со сборной Венгрии при счете 1-0 в нашу пользу Рудаков на 85 минуте отразит пенальти и наши выйдут в финал, где проиграют будущей сильнейшей сборной мира, "немецкому паровому катку" сборной ФРГ 3-0.
Как всегда, в таких фильмах самое интересное - это показ футбольного матча. Обязательно должна идти напряженная борьба,забиваться много голов. Наши должны постоянно отыгрываться и на последней минуте или забить победный гол, или сравнять счет, что равносильно победе. Вот и в этом фильме все в соответствие с лекалами.
Наша сборная все время отыгрывается. Центрфорвард Романцев ломает предплечье, но его любимая докторша так к нему ласково обращается, что он с загипсованной рукой бросается обратно в бой. Здесь аналогия с защитником Николаем Тищенко, который в полуфинале Олимпиады-56 играл с поломанной ключицей. А еще в фильм вставили эпизод, когда в конце матча испанская публика выбегает на поле и сбивает атакующий порыв отыгрывающейся советской сборной. Ну, здесь полная калька с финала Кубка обладателей кубков \ сейчас это Кубоек УЕФА\ 72 г. между "Глазго Рейнджерс" и московским "Динамо", которое тогда тренировал Бесков. "Динамо" тогда проиграли 2-3, отыгрываясь с 0-3. Молодое дарование Косичкин забивает гол в собственные ворота. Здесь аналогия с защитником ЦДКА Иваном Кочетковым, который в 1948 г. решающем матче за чемпионство с московским "Динамо" забил автогол, а потом за 5 минут до конца начал атаку и выдал пас Вячеславу Соловьеву, после удара которого по воротам, на добивание пошел Всеволод Бобров и забил победный гол. А в фильме Косичкин на последней минуте с пас травмированного Романцева забивает гол. Счет становиться 3-3 и сборная СССР едет на чемпионат мира.
Вот любит Садовский крупный счет в своих киноматчах. Вот в этом фильме счет 3-3. А в "Удар! Еще удар!" матч заканчивается со счетом 4-4. А в целом "Одиннадцать надежд" будет послабее первого фильма. Какрй-то он примитивный, поверхностный и предсказуемый. Наверное, из-за того, что литературная основа была покрепче, все-таки автором сценария был Лев Кассиль. А в этом фильме Валентин Ежов и сам режиссер. А может быть потому, что сценаристы и режиссер пошли по самому легкому пути. Взяли из футбольной жизни всем известные факты и просто вставили их в картину. В результате получилась такая мозаика, слегка связанная сюжетом и маленько разбавленная мелодраматической линией любви между центрфорвардом и врачихой.
И опять же не крайне неудачный выбор на роль главного героя Анатолия Папанова, в этом фильме он вообще никакой. Вот просто никакой. Ни плохой, ни хороший, ни умный и ни дурак. Папанов просто говорит текст, даже не пытаясь изобразить какую-нибудь эмоцию, или не может. Наверное, все эмоции ушли на вопль: "Ну, заяц, погоди!"
Вот только в действительности произойдет это через долгих 7 лет. И первую сборную тогда будет тренировать опять же главный тренер Константин Иванович Бесков. Вот такое пророчество.
И опять маленький бонус из того времени. Владимир Высоцкий. "После чемпионата мира по фтуболу. 1970".