В жаркие летние дни петербуржцы и гости города выходят на прогулку в центр. Редко кто во время променада по улицам не останавливался, чтоб посидеть на зеленой травке в тени кустов сирени — перевести дух и дать отдых усталым ногам.
Пройдешь, посмотришь — идиллия. Малыши играют на травке под присмотром мам, влюбленные сидят бок о бок на пледике. Большие компании занимаются чем-то вроде йоги или дыхательных упражнений. Кажется, чудесное место для отдыха, да еще в самом центре города.
А знаете, что ровно посередине Марсова поля находится некрополь? Небольшой такой, скромный, вроде всего несколько плит, но тем не менее это настоящее кладбище.
Дело в том, что плиты лежат там не просто в память о ком-то: под ними на самом деле похоронено несколько сотен человек. С 1918 до 1940 года это место даже носило название «Площадь Жертв Революции». Видите на фото внизу аккуратный квадрат? Это мемориал в честь павших в боях за революцию.
Началось все с Февральской революции 1917 года в Петрограде. 180 погибших во время восстания торжественно захоронили в четырех братских могилах на Марсовом поле. Причем сделали это торжественно-показательно, без церковного отпевания (ну да, какое тут отпевание, когда революция и «бога нет»), без согласия родственников. Да и сама траурная церемония потихоньку превратилась в митинг.
Место погребения павших героев прекрасно подошло под место агитации и пылких выступлений. Сам В.И. Ленин 1 мая 17 года произнес над могилами пламенную речь о задачах русской революции.
Чуть позже был спроектирован мемориальный комплекс, называвшийся «Героям-борцам за победу России, павшим жертвою в этой борьбе». Уже после Октябрьской революции его строительство курировал А.В. Луначарский, написавший торжественные эпитафии в честь павших героев. Сейчас эти надписи можно видеть на торцевых плитах мемориала.
Сначала в центре Марсова поля планировалось создать место памяти погибших именно в Февральскую революцию. Но чуть позже, в 1918 году здесь же похоронили В. Володарского и М. Урицкого, убитых злоумышленниками. Рядом с ними нашли успокоение латышские стрелки — жертвы ярославского мятежа. И концепция изменилась.
В 1919 году некрополь расширяется, добавляются могилы участников обороны Петрограда от войск Юденича.
Тогда же наконец заканчивается строительство мемориала и он обретает привычный нам вид. Низкие четырехугольные гранитные стены, ограждающие места погребения, прерываются для прохода к центру. Вот так это выглядело в 1920-х годах:
Сейчас на могилах по-прежнему нет обелисков или других высоких сооружений, только плиты, лежащие на земле. Такое оформление печального места как нельзя лучше гармонирует с огромной пустой площадью Марсова поля.
На мемориал лучше смотреть издали — он как бы вырастает из земли и является неотъемлемой частью окружающего пейзажа.
Если вернуться к созданию некрополя, то мы увидим следующее.
В 1920 году на Марсовом хоронят финских коммунистов, убитых контрреволюционерами.
В 1922 — умершего в результате болезни комиссара и пламенного революционера Д.Н. Аврова.
В 1922 году здесь же с помпой и торжественными речами хоронят 9-летнего мальчика Котю.
Котя стал жертвой несчастного случая — по рассказам очевидца, его столкнули с площадки трамвая. Этот инцидент остался бы незамеченным, но мальчик Котя был артистом. Он рос в актерской семье и играл в революционных спектаклях, поставленных его отцом, с 1918 года выступал перед слушателями, читая революционные стихи. Выступал также перед бойцами Кронштадтского восстания и во время наступления Юденича на Петроград. Настоящее его имя было Иван Мгебров-Чекан.
И вот, когда он погиб, общественность почему-то решила, что это был не несчастный случай, а умысел — что его убили контрреволюционеры. Мальчика Котю быстро объявили жертвой революции и торжественно похоронили на Марсовом поле. На его могиле произносили много гневных и страстных речей, обличающих врагов революции...
Параллельно с захоронениями в 20х годах здесь устраивают парк: сажают деревья, прокладывают дорожки. В 1934 году в парке устанавливают фонари, ранее украшавшие Николаевский мост (он же мост лейтенанта Шмидта, он же Благовещенский).
С 1928 по 1933 год площадь Жертв Революции постоянно пополняется могилами видных партийных ленинградских деятелей. Внизу 7 фото надгробных плит, листайте.
Надо сказать, что горожане не особо приветствовали такое увековечение памяти. Считали, что нельзя в центре города делать кладбище, что это к добру не приведет. В народе ползли слухи, что ночами по пустынной площади бродят призраки, перемигиваясь синими огнями, и пропадают люди. Марсово и всегда-то считалось проклятым местом, а теперь...
Как бы то ни было, захоронения вскоре прекратились. Началась война. Во времена блокады Марсово поле сыграло роль общественного огорода, а дальше так и осталось — пустое место посреди города, выжившего и победившего.
В 1957 году в центре мемориала торжественно зажгли Вечный Огонь, получивший впоследствии народное название "Факел Революции".
Нет, я не думаю, что есть что-то плохое в том, что горожане приспособили Марсово поле под место отдыха. В конце концов, все великие революционеры, герои Великой отечественной войны и жители блокадного города желали нам, своим потомкам, мирной спокойной жизни. Позволяя детям бегать босиком по колкой зеленой травке Марсова поля, мы как нельзя лучше выполняем пожелание наших героических предков. А в призраков я не верю, извините уж.
А вы верите?
Ставьте лайк, если дочитали!
Читайте и другие мои статьи. Вот здесь рассказываю про Смоленские кладбища. А здесь — про удивительный некрополь Литераторские мостки. Здесь — про Новодевичье кладбище в Санкт-Петербурге. Здесь — про Волковское лютеранское кладбище