Российские банки скрывают условия предоставления кредитных каникул и затягивают сроки их оформления. На это массово жалуются клиенты Сбербанка, ВТБ, Альфа-банка и других финансовых организаций.
Так, к примеру, клиент Сбербанка хотел получить каникулы на обслуживание кредитной карты. Он заполнил заявку, уточнил, что лежал в больнице с коронавирусом, из-за чего около двух месяцев не получал зарплату, и получил SMS, что просьба одобрена. Однако позже выяснилось, что одобрение является фикцией, поскольку необходимо дождаться звонка специалиста.
«Уточнить на сайте или по телефону, сколько придется переплатить из-за каникул, не смог. Занял деньги на платеж, потому что прочел, что многие после “одобрения” столкнулись с отказом Сбербанка, а также с испорченной кредитной историей», ‒ цитируют клиента банка «Известия».
Другой клиент Сбербанка, Евгений, пытался оформить ипотечные каникулы, введенные на основании Федерального закона в сентябре прошлого года, через сайт кредитного учреждения. Через 19 дней ему предложили внутреннюю программу реструктуризации. Мужчина отказался, тем не менее в июне ему пришло SMS о подключении каникул. При этом, как уточнил Евгений, никаких документов он не подписывал.
В Сбербанке не ответили, почему клиентам подключаются собственные программы каникул вместо запрошенных.
Аналогичные случаи встречаются и среди клиентов других финансовых организаций – ВТБ и Альфа-банка.
Эксперт рынка недвижимости Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский призывает смотреть на подобные случаи объективно. Он напоминает, что прибыль, которая предполагалась банками в текущем году, получена не будет.
«К примеру, Сбербанк планировал получить порядка триллиона рублей, ВТБ – от 200 морд. Соответственно, ее нужно как-то пытаться сделать. Не стоит забывать, что банковский сектор – это все-таки бизнес, а не отрасль, состоящая сплошь из альтруистов. Поэтому и запускается механизм в определенной степени нечестной игры», ‒ указывает он «Финансовой газете».
При этом эксперт обращает внимание тех клиентов банка, которые вместо каникул оформили реструктуризацию ‒ почему нельзя было перечитать документы перед тем, как их подписывать, причем что очно, что удаленно.
Только по официальным данным, за период распространения коронавируса в компаниях было сокращено более 600 тысяч работников. Больше половины из них имеют долговые обязательства перед банками.
«Этот период позволяет “перезапустить” карьеру после сокращения или увольнения, при этом продлевая срок кредита на количество месяцев, предусмотренное в договоре. А потому крайне важно читать, какой документ подписывается. Ведь реструктуризация совсем не кредитные каникулы – это фиксирование суммы долга и растягивание ее на еще более долгий период с максимально негативной отметкой в кредитной истории», ‒ разъясняет Алексей Кричевский.