Найти в Дзене
По местам стоять!

Отец подводного флота США.

USS Holland ("Голланд") — первая боевая подводная лодка ВМФ США, положившая начало американскому подводному флоту.

USS Holland (SS 1), 1900
USS Holland (SS 1), 1900

Её разработал Джон Филип Голланд(John Philip Holland), родившийся в Лисканноре(Liscannor), графство Клэр(Clare), Ирландия, 29 февраля 1840 года.Он был изобретателем и инженером-самоучкой, с юных лет увлекшимся разработкой подводных аппаратов, рассматривая возможность использования подводных лодок в борьбе за независимость Ирландии.

Джон П. Голланд(John P. Holland), создатель первой подводной лодки Военно-Морского флота США, USS Holland (SS-1).
Джон П. Голланд(John P. Holland), создатель первой подводной лодки Военно-Морского флота США, USS Holland (SS-1).

Голланд эмигрировал в Соединенные Штаты в 1873 году, а уже в 1875 году его первые проекты подводных лодок были представлены на рассмотрение ВМС США, но отклонены как нереализуемые.

Упрощенный чертеж подводной лодки Голланда, опубликованный в журнале Scientific American, номер 45, 1898 год.На рисунке присутствует кормовая динамитная пушка, которую впоследствии демонтируют.
Упрощенный чертеж подводной лодки Голланда, опубликованный в журнале Scientific American, номер 45, 1898 год.На рисунке присутствует кормовая динамитная пушка, которую впоследствии демонтируют.

Голланд продолжал совершенствование своих конструкций и построил шесть подводных лодок, прежде чем флот принял одну из них в свой состав.

Построенная под его руководством на верфи Lewis Nixon Crescent Shipyard в Порт-Элизабет(Port Elizabeth), штат Нью-Джерси(New Jersey) и спущенная на воду 17 мая 1897 года, подводная лодка "Holland VI", была в итоге куплена ВМС США 11 апреля 1900 года за 150 000 долларов и после тщательных и всесторонних испытаний, введена в эксплуатацию 12 октября 1900 года как USS Holland (SS-1), под командованием лейтенанта Гарри Х. Колдуэлла(Harry H. Caldwell), который стал не только первым, но и единственным командиром этой субмарины.

USS Holland вскоре после ее ввода в эксплуатацию ВМС США 12 октября 1900 года, виден вымпел развивающийся на одной из мачт.Поверх надстройки, у лодки появился палубный настил, так нелюбимый Джоном Голландом. Он считал , что палуба нужна лишь для того, чтобы офицеры могли прогуливаться по ней с важным видом,
USS Holland вскоре после ее ввода в эксплуатацию ВМС США 12 октября 1900 года, виден вымпел развивающийся на одной из мачт.Поверх надстройки, у лодки появился палубный настил, так нелюбимый Джоном Голландом. Он считал , что палуба нужна лишь для того, чтобы офицеры могли прогуливаться по ней с важным видом,

Её первоначальный экипаж состоял из пяти рядовых и одного офицера, позже был добавлен старший помощник.

Первый экипаж корабля, июнь 1901 года, лейтенант Гарри Х. Колдуэлл в центре первого ряда.
Первый экипаж корабля, июнь 1901 года, лейтенант Гарри Х. Колдуэлл в центре первого ряда.

Подлодка водоизмещением 65 тонн(подводное-75 тонн)и длиной шестнадцать с половиной метров, приводилась в движение четырехтактным 45-сильным бензиновым двигателем Otto, для работы которого на борту хранилось 1500 галлонов(примерно 6800 литров) бензина.Бак располагался в носу подлодки под торпедным аппаратом.
Подводный ход обеспечивал 75 сильный 110 вольтовый электромотор, питающийся от аккумуляторной батареи компании Exide Technologies, состоящей из 66 элементов.

Такая комбинированная энергетическая установка, впервые примененная на подводной лодке, позволила субмарине развивать скорость 6 узлов на поверхности и 5,5 узлов под водой, погружаясь на глубину 25 метров. Надводная дальность хода составляла 200 миль, скоростью 6 узлов, а подводная -30 миль, скоростью 5,5 узлов.В литературе встречаются различные данные по мощности энергоустановки от 45 до 75 лошадиных сил и соответственно разные величины по скорости и дальности, поэтому привожу значения, которые нашел на официальном сайте USN.

В качестве вооружения она имела перезаряжаемый 18-дюймовый (457 мм) торпедный аппарат с тремя торпедами Whitehead Torpedo Mark 1\2, однаиз которых заряжалась непосредственно в аппарат, а две другие хранились по бортам в носовой части. Кроме того в носу было установлено 8-дюймовое (214,0 мм) пневматическое динамитное орудие системы Залински. Оно предназначалось для стрельбы по береговым целям снарядами, которые называли "воздушными торпедами", поскольку они напоминали её формой и наличием стабилизатора в хвостовой части.Но в отличие от обычной морской торпеды, он был установлен таким образом, чтобы придать снаряду вращение вокруг своей оси после выстрела.

Дульная часть носового динамитного орудия с открытой крышкой (снимок из журнала Scientific American, 1898 год).
Дульная часть носового динамитного орудия с открытой крышкой (снимок из журнала Scientific American, 1898 год).

Второе динамитное орудие на корме было демонтировано во время модернизации зимой 1898-1989, чтобы освободить место для улучшенного выхлопа двигателя.

"Holland VI" перед спуском на воду.
"Holland VI" перед спуском на воду.

"Holland VI" перед спуском на воду.Эта фотография, возможно сделана за день или два до спуска на воду 17 мая 1897 года. Рабочие, похоже, расчищают строительный мусор вокруг подводной лодки и загружают что-то вовнутрь корабля через рубочный люк с помощью крана.

Церемония крещения
Церемония крещения

Церемония крещения подводной лодки "Голланд" 17 марта 1897 года.Возле носа на помосте в котелке и белом воротничке можно рассмотреть Джона Голланда.

Спуск "Holland VI" на воду.
Спуск "Holland VI" на воду.

Спуск "Holland VI" на воду 17 мая 1897 года на верфи Lewis Nixon Crescent Shipyard в Порт-Элизабет.Корабль скользит по слипу в воды Артур Килл(Arthur Kill) под звуки оркестра, звон корабельных колоколов и гудков.Над кораблем развивается 45-звездный флаг.
Оклахома, Аризона и Нью-Мексико еще не были включены в Союз, а до принятия Аляски и Гавайев оставалось еще 60 лет.

Arthur Kill—Узкий пролив длиной 23 км, соединяющий бухты Раритен (Raritan Bay) и Ньюарк (Newark Bay); отделяет остров Стейтен Айленд (Staten Island), шт. Нью Йорк, от побережья штата Нью Джерси.

-12

О подлодке после ее первых испытаний писали в газетах, сообщая все последние подробности. Чтобы облегчить доступ прессе, лодку ошвартовали к докам в Перт-Амбой(Perth Amboy), Нью-Джерси.

Перед испытанием подводной лодки Holland VI в заливе Раритан и её демонстрации инспекцией ВМС США.
Слева направо: 
Уолтер Томпсон(Walter Thompson), управляющий сухим доком в Раритане(Raritan Dry Dock)
Чарльз А. Моррис(Charles A. Morris), старший инженер компании "John P. Holland Torpedo Boat Company".
Джон П. Холланд(John P. Holland), создатель подводной лодки и владелец компании" The John P. Holland Torpedo Boat Company".
Мистер Мэтьюз(Mr Matthews) инвестор компании The John P. Holland Torpedo Boat Company
Перед испытанием подводной лодки Holland VI в заливе Раритан и её демонстрации инспекцией ВМС США. Слева направо: Уолтер Томпсон(Walter Thompson), управляющий сухим доком в Раритане(Raritan Dry Dock) Чарльз А. Моррис(Charles A. Morris), старший инженер компании "John P. Holland Torpedo Boat Company". Джон П. Холланд(John P. Holland), создатель подводной лодки и владелец компании" The John P. Holland Torpedo Boat Company". Мистер Мэтьюз(Mr Matthews) инвестор компании The John P. Holland Torpedo Boat Company

После всесторонних испытаний, в период зимы 1898-1899 года были проведены работы по значительной реконструкции и модернизации субмарины.Корпус был несколько укорочен, гребной винт смещен назад, а рули перенесены за него, поскольку в процессе испытаний выяснилось, что лодка плохо управляется, особенно по глубине и постоянно норовит выскочить на поверхность.

-14

Кроме того были дополнительно установлены уравнительные и дифферентные цистерны, а также цистерна, компенсирующая положительную плавучесть, появляющуюся после выстрела торпеды(другими словами торпедозаместительная цистерна).

На рисунке не показано, но Голланд впервые установил на подводной лодке U-образные балластные цистерны, то есть они были расположены по бортам и соединялись в нижней части.Такое размещение цистерн, ставшее в последствии классическим, давало возможность высвободить всю центральную часть отсека под другое оборудование.Говорят, что Голланд сразу же запатентовал такое решение, чтобы его конкуренты(в частности Саймон Лэйк) не смогли им воспользоваться.Кстати, в самой Америке, как ни странно, отцом-основателем подводного флота считают именно Саймона Лэйка(Simon Lake).

Схема, показывающая объем проведенных реконструкций и модернизаций зимой 1898-1899 йодов.
Схема, показывающая объем проведенных реконструкций и модернизаций зимой 1898-1899 йодов.

25 сентября 1900 года, субмарина приняла участи в маневрах американского флота.

-16

По легенде, флот "красных" осуществлял блокаду побережья "синих" в состав сил которых входила и подводная лодка "Голланд".

"На закате второго дня маневров, USS Holland покинула причал и направилась по проходу к востоку от Конаникут-Айленд(Conanicut Island). Выйдя на позицию к югу от маяка "Брендон Риф" (Brenton Reef), подлодка начала поиски кораблей "красной" эскадр, осуществляющей блокаду побережья. Это была одна из тех ясных, прохладных ночей, когда небо подобно бархату усыпано сверкающими звездами, резко контрастирующими с чернильными волнами моря. Молодой лейтенант опасался, что в таких атмосферных условиях фосфоресцирующий след подводной лодки может выдать его присутствие, поэтому притопил корабль таким образом, чтобы над водой оставалась только башня и шесть дюймов корпуса. Где-то там, в темноте, скрывались броненосцы Kearsarge, Indiana и Texas, а также канонерские лодки "Scorpion" и "Eagle"."
Около девяти вечера, уже в семи милях от берега, впереди замаячила огромная тень. Колдуэлл нацелил носовую часть подводной лодки прямо на неё, крышка торпедного аппарата открылась, смертоносная торпеда была нацелена прямо в проступающий в темноте контур боевого корабля. Колдуэлл помигал сигнальным фонарем, ответа не последовало. Тогда он подвел субмарину поближе к медленно движущейся тени и узнав в ней флагманский Kearsage, молодой лейтенант зажег фонарь и гордо крикнул: "Привет, Кирсардж! Тебя разнесло на атомы. Это подводная лодка "Голланд"

Правда, в последствии оказалось, что "Кирсардж" уже был "потоплен" торпедными катерами еще до того, как субмарина смогла до него добраться, но тем не менее, командующий флотом в своем докладе отметил, что подводная лодка произвела на всех впечатление возможностью атаковать корабль не будучи обнаруженной.

16 октября 1900 года "Голланд" была отбуксирована в в Аннаполисе, штат Мэриленд, где она использовалась для обучения курсантов военно-морской академии США, а так же для подготовки офицерского и рядового состава формирующихся экипажей подводных лодок, строящихся для военного флота США.

Экипаж USS Holland во время службы в Военно-Морской академии, около 1903/04 года
Экипаж USS Holland во время службы в Военно-Морской академии, около 1903/04 года

За исключением периода с 15 июня по 1 октября 1901 года, когда субмарина находилась в военно-морском центре Naval Undersea Warfare Center в Ньюпорте, Род-Айленд, "Голланд" оставалась в Аннаполисе до 17 июля 1905 года в качестве учебной подводной лодки до 17 июля 1905 года, когда она была отправлена на капитальный ремонт, в процессе которого в том числе должны были быть заменены аккумуляторные батареи.

Почти через пять лет, в течение которых практически никакие работы на корабле не проводились, 21 ноября 1010 года в Норфолке, штат Вирджиния, был спущен военно-морской флаг, подлодка была официально выведена из состава флота и исключена из Военно-Морского Регистра кораблей и судов(The Naval Vessel Register).

USS Holland I (SS-1) на верфи в Норфолке после вывода её из эксплуатации.Фотография сделана вероятно в 1911 году.На подлодке отсутствует несколько деталей корпуса и обшивки, а так же носовой и кормовой обтекатель боевой рубки.
Корабль справа на фотографии-это линкор типа Delaware(либо "Делавэр" либо "Северная Дакота"). Корабль на заднем плане-это линкор типа "Вирджиния"(либо Джорджия, либо Нью-Джерси).
USS Holland I (SS-1) на верфи в Норфолке после вывода её из эксплуатации.Фотография сделана вероятно в 1911 году.На подлодке отсутствует несколько деталей корпуса и обшивки, а так же носовой и кормовой обтекатель боевой рубки. Корабль справа на фотографии-это линкор типа Delaware(либо "Делавэр" либо "Северная Дакота"). Корабль на заднем плане-это линкор типа "Вирджиния"(либо Джорджия, либо Нью-Джерси).

Эта достаточно революционная по тем временам подводная лодка была продана в качестве лома Генри А. Хитнеру(Henry A. Hitner) владельцу металлургической компании "Хитнер и сыновья" (Henry A. Hitner & Sons) из Филадельфии 18 июня 1913 года за $100. Ее покупатель должен был внести залог в размере 5000 долларов в качестве гарантии того, что субмарину разберут на металл и не будут использовать в качестве плавсредства.

Примерно в 1915 году корпус субмарины, лишенный части внешних элементов, был продан Питеру Дж.Гиббонсу(Peter J. Gibbons).В октябре 1916 года теперь уже бывшая подводная лодка американского флота была выставлена в Филадельфии, а в мае 1917 года её переместили в Бронкс, штат Нью-Йорк, как достопримечательность на международной выставке науки, искусства и промышленности Бронкса.

25 мая 1917 года "Голланд" поднимают с баржи, отшвартованной к пирсу, расположенному на пересечении 125-й улицы и реки Гарлем.Мост на заднем плане-это мост Уиллис-авеню от Манхэттена до Бронкса, и он все еще выглядит почти так же(Бронкс находится справа). Группа младшего Военно-Морского резерва построена на пирсе в качестве почетного караула.
25 мая 1917 года "Голланд" поднимают с баржи, отшвартованной к пирсу, расположенному на пересечении 125-й улицы и реки Гарлем.Мост на заднем плане-это мост Уиллис-авеню от Манхэттена до Бронкса, и он все еще выглядит почти так же(Бронкс находится справа). Группа младшего Военно-Морского резерва построена на пирсе в качестве почетного караула.

Позже подводная лодка выставлялась на обозрение в течение нескольких лет в Патерсоне, штат Нью-Джерси, пока ее окончательно не списали в 1932 году и, наконец, не распили на металлолом..

Несмотря на все свои новшества, USS Holland имел по крайней мере один серьезный недостаток, на подводной лодке не было ничего похожего на перископ, поэтому субмарина должна была всплыть на поверхность, чтобы командир мог оценить надводную обстановку в иллюминаторы боевой рубки. Подобное обстоятельство лишало аппарат Голланда одного из самых больших преимуществ подводной лодки - скрытности.

  • Все изображения в публикации взяты из открытых источников.

Спасибо, что уделили время. Если вам было интересно, подписывайтесь, поддержите лайками.Всем удачи!

От мест отойти!
От мест отойти!

Вам также может быть интересно: