Найти тему
ЗАПИСКИ МАРГИНАЛА

Бухгалтерия для всех. Обучение на бухгалтерских курсах

Если в учебных заведениях с обучением бухгалтеров все плохо, то может, на краткосрочных курсах дела обстоят лучше? Увы и ах.

За основу там при создании учебных программ берется система школьного и вузовского образования, где в течение длительного времени создается потенциал будущего специалиста, или хотя бы «образованца», то есть владельца «корки».

Между тем совершенно очевидно, что за 40-120 академических часов никакого общего потенциала не создать.

Следующая проблема - содержание программы. Как правило, и сколько бы ни публиковалось рекламных объявлений об «уникальности курса», это всего лишь повторение оглавления среднестатистического учебника по бухгалтерскому учету.

Но, во-первых, учебники рассчитаны на длительную подготовку и перегружены общими фразами, что делает их абсолютно непригодными для краткосрочного обучения, а во-вторых, школьные и вузовские методы, то есть тема за темой, неприемлемы сами по себе.

Пока изучается последняя тема, забывается первая, а для повторения времени уже нет, да чаще всего повторение даже и не запланировано. Отчитали вам положенные часы и – «хоть трава не расти».

В данном случае я нисколько не принижаю роль общего образования. Естественно, без достаточного интеллектуального потенциала вообще не о чем говорить. Однако, не следует и завышать его роль в подготовке конкретного специалиста.

Ведь бухгалтер - это не конструктор или ученый, тем более не искусствовед или кинокритик, его творчество проявляется в очень узком коридоре. К тому же профессия достаточно массовая и достаточно однотипная по характеру выполняемых действий.

Так что разбираться в политике, искусстве, истории, физике и химии само по себе дело хорошее, но для узкого бухгалтерского профессионализма бесполезное.

Иное дело экономика, право, управление. Да и то в разумных пределах, то с чем вы можете профессионально столкнуться.

Что же должно характеризовать учебное заведение, взявшееся за подготовку бухгалтеров, помимо наличия лицензии? Вот мое мнение:

· 1. Наличие библиотеки нормативных актов.
· 2. Обеспечение каждого учащегося учебным пособием по бухгалтерскому учету (хотя бы на время обучения).
· 3. Наличие у каждого учащегося полной программы всего курса обучения, а также методических указаний к изучению курса с первого же дня занятий.
· 4. Обеспеченность учащихся бланками первичных документов, учетных регистров и форм отчетности не менее десяти бланков каждого вида.
· 5. Выпускная работа с защитой.

Надо признать, что пятый пункт для краткосрочных курсов выглядит несколько фантастично. Хотя с другой стороны, почему бы и нет. В эпоху соцреализма была система отраслевого послевузовского повышения квалификации, в том числе месячный курс с отрывом от производства. Лично я таким образом обучался четыре раза.

По результатам обучения каждый должен был сделать и защитить выпускную работу. И ничего, все справлялись. Почему бы это и не внедрить на бухгалтерских курсах, хотя бы в добровольной форме.

Если потенциальный учащийся действительно хочет изучить бухгалтерский учет, тем более, если обучение платное, то он должен поставить эти вопросы перед учебным заведением. И если положительного ответа он не получит хотя бы на половину из них, то речь идет не о подготовке бухгалтера, а о «прослушивании курса лекций с последующей выдачей диплома, удостоверения, или свидетельства», по принципу: «Вы нам деньги - мы вам корку».

Кстати, почему же все эти псевдокурсы пользуются спросом.

Во-первых, именно учиться хочется далеко не каждому.
Во-вторых, положить пусть и пустую, но «корку» в карман, и показывать ее на всяких собеседованиях, тоже желающих много.
В-третьих, продать можно все что угодно. Ведь все знают и знали всегда, что и препараты для похудения, и финансовые пирамиды, и черный квадрат, и снятие порчи - по существу фуфель, но покупали и покупают самозабвенно и даже без ориентира на результат. Это величайший профессионализм менеджера по продажам – суметь продать любую шваль.

Если хотите результата, то прежде, чем заключать договор на образовательные услуги, внимательно просмотрите программу курса, описание программы, методические указания к изучению, комплектность раздаточного материала, в общем, этот называется учебно-методический комплекс. Он должен быть полным и достаточным. Если говорят, что у каждого преподавателя свой собственный курс, то тем более хорошо, пусть покажут все, а вы выберете.

Кроме этого, очень желательно посмотреть аудиторию, в которой предстоит заниматься, техническое обеспечение, познакомиться с преподавателем, то есть составить для себя ясную картину предстоящего. Как на рынке, рассмотреть товар со всех сторон.

Как бухгалтерские курсы появляются. Регистрируется негосударственное образовательное учреждение (НОУ) или автономная некоммерческая организация (АНО). Затем оформляется лицензия на дополнительное профессиональное образование.

И все, можно работать. Появляется реклама: «Бухгалтерские курсы в НОУ «Образование». Все просто и понятно.

Но появляются и несколько другие рекламные объявления. «Бухгалтерские курсы при Академии..., или при Университете…, в крайнем случае, при Институте…». В общем, при высшем учебном заведении, желательно как можно более престижном. Соответственно появляется вопрос – есть ли между ними разница.

Это что, очень хорошо, что при академии? Да, академия может быть профильной и готовить бухгалтеров. В дипломе о высшем образовании в графе «специальность» будет написано – бухгалтер. При ней открываются курсы.

Но точно также эта академия может быть непрофильной, и готовить физиков, медиков, дипломатов, журналистов – и при ней тоже открываются бухгалтерские курсы.

Цель открытия таких курсов для всех академий только одна – подзаработать. Ведь для высшего учебного заведения любые курсы – это непрофильное занятие, точно такое же, как столовая или автостоянка.

Если при этом академия государственная, то на документе об окончании курсов будет стоять солидная печать с двуглавым орлом. Только вот кому она нужна? При поступлении на работу, если эта корка и нужна, то всего лишь по факту наличия, лишь бы была. Солидная «вывеска» имеет ценность только для основного образования, и то в основном для анкеты.

Ведь почему-то еще многие думают, что где-то сохраняется качество советского высшего образования. Хотя в чем именно это качество, никто толком не знает. Оно и понятно – ведь все качество заключалось только в одном – конкурсе. Учиться приходили люди, желающие учиться и способные учиться. Именно концентрация повышенного интеллекта и давала то самое качество.

А сейчас, в условиях платности образования, никакого качества в принципе быть не может. Ведь учиться идут не те, кто действительно хочет учиться, а у кого есть деньги.

Так что учебное заведение в системе дополнительного образования – это всего лишь посредник между инструктором и учащимся. Это не более чем безликая структура управления, неважно, государственная, или негосударственная. Она выдает документ о дополнительном профессиональном образовании, который выдать может только учебная организация, имеющая соответствующую лицензию. И то, в этом документе будет написано о результате обучения - «прослушал курс», вместо - «присвоена квалификация».

В лучшем случае, помимо документа, еще обеспечивает оборудованное помещение, где проводятся занятия. А бывает, что и того нет. Ведь и многие организации, и отдельные учащиеся заключают договора с учебными заведениями, чтобы занятия проводились на их территории, чтобы преподаватель к ним приезжал. То есть, в таком случае, академия даже помещением не обеспечивает, а просто торгует печатью.

А что делать, приходится с этим мириться. Ведь не может лично инструктор выдать документ о дополнительном профессиональном образовании, не выдается лицензия физическим лицам. Поэтому инструктор вынужден заключать договор с учебным заведением и преподавать от имени учебного заведения.

И бухгалтерские курсы, открываясь при институте, университете, академии, называя вещи своими именами, открываются при рекламной вывеске. Это действует, как и всякая реклама, была бы красочная упаковка.

Господа, не ищите упаковку, вам же нужна не эффектная печать, ведь на нее никто даже не посмотрит, вам нужно научиться вести бухгалтерский учет. Внимательно ознакомьтесь с учебно-методическим комплексом, по которому вы будете учиться. Познакомьтесь с преподавателем, который будет вас учить, посмотрите техническое обеспечение. Зачем вам брать кота в мешке. Вывеска все равно какая, поскольку проку от нее никакого – выбирайте преподавателя и методику.

Курсы бухгалтера
0