Эколог Нейт Мейнард точно помнит, когда понял что в столице Тайваня Тайбэе почти невозможно найти мусорных баков. Он впервые приехал на Тайвань в 2013 году для исследовательской поездки в рамках своей программы магистров окружающей среды. «Когда я приехал, самым невероятным для меня было то, что в городе не только не было мусорных баков, но и отходов».
Ситуация была совершенно иной за 20 лет до того, как после ускоренного экономического прогресса Тайвань стал одним из экономических тигров Азии, наряду с Гонконгом, Сингапуром и Южной Кореей. Но цена экономического успеха оказалась высокой. К 1990 году количество отходов достигло 18 800 тонн. В 1992 году он продолжал расти, достигнув 21 900 тонн. Тайвань приобрел неприятное прозвище «мусорный остров».
В общей сложности 90% собранных отходов направлялось прямо на свалки, которые не отвечали государственным санитарным требованиям. Почти все свалки острова были заполнены.
Три года спустя проблемы острова оставались нерешенными, и к тому времени тайваньские свалки, которых насчитывалось более 400, уже достигли своей вместимости. В 1996 году жители нескольких городов и поселков стали блокировать полигоны, либо препятствовать строительству новых, пытаясь предотвратить попадание мусора.
В том же году была мобилизована полиция по борьбе с беспорядками, когда более ста жителей пытались помешать процессу вывоза мусоровозов на свалку на юге Тайваня.
Жители устали иметь дело с загрязнением воздуха и подземных вод, возникающим из-за плохо спроектированной свалки, и они были взбешены тем, что правительство использовало свалку даже после истечения срока аренды.
«Была серьезная проблема мусора, которая накапливалась, потому что не было достаточно места для захоронения отходов, поэтому [чиновники] хотели построить больше, но люди не были довольны этим», - говорит Мейнард.
Чтобы успокоить людей, которые настаивали на действиях по решению проблем отходов в регионе, правительство обратилось к Японии, Южной Корее и Европе.
В конце концов, правительство заложило основу для программы, которая очистит регион, приняв в 1998 году закон об обращении с отходами. Законодательство сделало приоритетной задачей рециркуляцию и сокращение отходов, а также внедрило схему расширенной ответственности производителей, средства из которой идут на строительство предприятий по переработке отходов. Сейчас уровень утилизации на Тайване — один из лучших в мире.
Вторая программа в конечном итоге спровоцировала исчезновение тайваньских общественных мусорных баков. Схема заставляла людей платить за их бытовые отходы, и, фактически, стимулировала людей обманывать и использовать общественные мусорные баки. Тогда и приняли решение убрать их. Вместо баков жители теперь вынуждены ждать мусоровозов и выбрасывать накопившиеся отходы в них.
Мейнард признает, что это было еще одним проявлением хорошей политики Тайваня в отношении отходов, и помогло улучшить общий уровень переработки в стране: «Меньше контейнеров и ожидание мусоровозов заставляют вас задуматься о своих отходах. Вы не можете просто положить все это в мусорное ведро и забыть об этом. И если вы думаете о своих отходах, вы измените свои покупательские привычки, в итоге не будете покупать вещи, которые не сможете переработать».
Сегодня в Тайбэе еще встречаются мусорные контейнеры. Хамун Карами, предприниматель, который превращает обычные мусорные баки в умные, утверждает, что если регион избавится от всех своих баков, он потеряет отличную возможность понять привычки острова по выработке отходов.
Карами отмечает, что вокруг густонаселенных районов Тайбэя по-прежнему разбросано около 1700 контейнеров. С населением в 2,7 миллиона жителей это означает, что на каждые 1500 человек приходится один бак. «Просто избавляясь от мусорных баков, мы теряем возможность понять, почему образуются отходы, откуда берется большая их часть и что мы можем сделать с предметами, которые выбрасывают люди».