3 июля Хакасия будет праздновать День республики. Почти тридцать лет назад Законом РСФСР от 03.07.1991 № 15/38-1 Хакасская автономная область была преобразована в Хакасскую Советскую Социалистическую Республику в составе Российской Федерации. Благодаря чему (или кому) мы получили этот статус? Как можно оценить почти 30-летний период, пройденный Хакасией в роли самостоятельного субъекта? И какие задачи стоят перед регионом сегодня? Кто может знать ответы на эти вопросы лучше, чем человек без малого сорок лет стоящий у руля законодательной власти? Современная история Хакасии в изложении ее активного деятеля — в беседе корреспондента «Абакана» с Председателем Верховного Совета Республики Хакасия Владимиром ШТЫГАШЕВЫМ.
— Владимир Николаевич, вы были не просто очевидцем тех событий, а одним из активных деятелей, выступавших за обретение Хакасией статуса самостоятельного субъекта. Как это происходило? Была ли на тот момент экономическая обоснованность отделения от большого края либо же это был сугубо политический вопрос?
— В начале нашей беседы хотелось бы сразу оговорить вопрос относительно даты празднования Дня республики. Практически 30 лет мы отмечаем его 3 июля, якобы именно в этот день в 1991 году мы получили статус самостоятельного субъекта в составе РФ. Это не совсем верно: статус самостоятельного субъекта мы, как и все другие автономии в составе РСФСР, получили еще в 1990 году. Решением съезда народных депутатов РСФСР все автономные области были выведены из состава краев в непосредственное подчинение органам государственной власти и управления Российской Федерации. Почему тогда мы празднуем День республики 3 июля? Полагаю, что эта дата была выбрана, исходя из истории нашего региона. В июле 1707 года тридцать хакасских князей принесли присягу на верность русскому государю Петру I. Это событие произошло в районе современного Краснотуранска — сегодня это территория Красноярского края, а в те времена — один из центров хакасских земель.
Что касается преобразования Хакасской автономной области в республику, то никакой политической составляющей в этом не было — это была сугубо экономическая необходимость. Еще в 1982 году, когда я был назначен председателем облисполкома Хакасии (говоря современным языком, меня можно было назвать губернатором), вопрос получения областью хозяйственной самостоятельности был одним из самых актуальных в развитии региона. Автономная область не имела практически никаких прав. Доходило до абсурда: даже на разработку песка и гравия требовалось получить разрешение крайисполкома. Мы строили в Хакасии шахты, огромные рудники, мощные заводы, леспромхозы, в то же время не имели права принимать никаких самостоятельных решений. С первых дней работы в должности председателя облисполкома я стал поднимать этот вопрос, в том числе и в ЦК КПСС, Совете Министров РСФСР. Я не требовал никаких преференций, а хотел лишь, чтобы области дали возможность развиваться, а нам — работать с полной отдачей сил. Постепенно вопрос обретения хозяйственной самостоятельности стал решаться, позже уже начал ставиться вопрос о повышении статуса области до республики. К тому времени и в руководстве страны изменилось отношение к требованиям субъектов о повышении статуса. Законом РСФСР от 03.07.1991 № 15/38-1 Хакасская автономная область Красноярского края была преобразована в Хакасскую Советскую Социалистическую Республику в составе Российской Федерации. В декабре 1991 года — январе 1992 года мы должны были провести выборы в Верховный Совет РХ в составе 100 депутатов. Для сравнения: в автономной области мы избирали 180 депутатов.
Выборы состоялись. Первая сессия нового парламента прошла в конце января 1992 года — длилась она в течение нескольких дней. Сначала депутаты избрали председателем ВС РХ Валерия Шавыркина, заместителями председателя Николая Сайбаракова и Андрея Асочакова. Я пожелал новому руководству республиканского парламента успехов в работе и собрался в Москву, где должен был работать в одной из двух палат Верховного Совета России. Помню, я даже позвонил Руслану Хасбулатову и сказал, что вылетаю в Москву, в понедельник выхожу на новую для себя работу. Однако на следующий день на сессии всё руководство ВС РХ неожиданно ушло в отставку. Споры вызвала кандидатура руководителя исполнительной власти в республике. Валерий Шавыркин предложил кандидатуру Владислава Торосова, у которого уже был опыт работы в должности председателя облисполкома. Однако депутаты не поддержали данную кандидатуру. Валерий Шавыркин заявил, что не желает быть марионеткой в руках депутатов и уходит в отставку. Вопрос был поставлен на голосование, и тут же депутаты проголосовали за отставку Шавыркина. Андрей Серафимович и Николай Иннокентьевич также заявили об отставке — депутаты ВС РХ вновь практически единогласно поддержали это решение. В то же время депутаты предложили и поддержали мою кандидатуру на должность председателя. Заместителями председателя ВС РХ были избраны Николай Булакин и Юрий Шпигальских. С тех пор мы с Юрием Александровичем вместе и работаем.
— В одном из последних интервью Владислав Торосов вспоминал, что свою роль в преобразовании Хакасии из автономной области в республику сыграл и Михаил Горбачев. Обком КПСС, облисполком постоянно поднимали перед вышестоящими органами вопрос о подлинной автономии области, выводе ее из состава края в непосредственное подчинение органам государственной власти и управления РСФСР. Этот вопрос был поднят и при встрече М.С. Горбачева с членами бюро обкома КПСС и облисполкома во время приезда первого в Хакасию. Запомнилась ли вам та встреча с руководителем страны?
— Я лично с М.С. Горбачевым во время его посещения Хакасии не встречался, так как возглавлял делегацию РФ в Западной Германии. Вообще, М.С. Горбачев не сыграл никакой роли в преобразовании Хакасии из автономной области в республику, да он не особо и интересовался вопросом национальных автономий. Если говорить о какой-то помощи сверху, со стороны московского руководства, то в положительном решении вопроса о повышении статуса национальных автономий страны помогал Руслан Хасбулатов, на тот момент первый заместитель Председателя Верховного Совета РСФСР.
— Потому что сам был родом из автономной республики — Чечено-Ингушской?
— Возможно. Хасбулатов, как представитель чеченского народа, пережившего в свое время депортацию, поддерживал стремление национальных автономий к получению статуса республик в составе РФ. Я лично знаком с Русланом Имрановичем, за время работы в Верховном Совете РСФСР у нас с ним сложились дружеские отношения.
— Владимир Николаевич, в период конца 1980-х — начала 1990-х годов во многих национальных субъектах активную роль в общественной жизни стало играть национальное движение. Как бы вы оценили роль хакасского национального движения в преобразовании автономной области в республику, в целом в общественной жизни региона?
— Национальное движение хакасского народа в свое время было очень активным и сыграло свою положительную роль. Однако, к сожалению, его активность очень быстро сошла на нет. В национальное движение включились люди действительно искренне радеющие за судьбу хакасского народа. Движение это возникло снизу, люди проявили активность самостоятельно, никто из руководства автономной области, а затем и республики их деятельностью не руководил. Среди активистов национального движения были в основном представители интеллигенции, можно сказать романтики. Многие из них со временем стали считать себя выразителями интересов всего хакасского народа. Но они действительно сыграли свою роль в повышении хакасского национального самосознания. По инициативе национального движения стали проводить съезды хакасского народа, позже ВС РХ принимал и законы о съезде хакасского народа. Съезды в той или иной форме втягивали людей в сферу политики, заставляли задумываться над многими вопросами, в первую очередь над проблемами сохранения языка, культуры, национальных традиций. Однако многие идеи и предложения лидеров национального движения были нереализуемы на практике.
— Речь, видимо, идет прежде всего о предложении Валерия Ивандаева о создании двух палат в Верховном Совете — Палаты Национальностей и Палаты Республики. Выборы провести по квоте: 50 из 100 депутатских мест представителям коренного народа, 50 — для русскоязычного населения.
— О каких квотах можно было серьезно говорить? В Хакасии живут люди более ста национальностей, и выделять квоты в органы власти по национальному признаку просто недопустимо.
— В то же время в советские годы партия уделяла особое внимание национальной политике, в том числе и подготовке управленческих кадров, представительству титульной нации в органах власти той или иной автономной области, республики в составе РСФСР или союзной республики...
— В советские времена КПСС проводила грамотную национальную политику: выдвигались кадры из числа коренного населения той или иной области или республики. Кстати, как думаете, почему Хакасия получила статус автономной области лишь в 1930 году, гораздо позже остальных, в том числе и Горного Алтая, хотя и населения у нас было больше, и экономика более развита? Потому что Хакасия, как отмечалось в партийных документах того времени, была оплотом «политического бандитизма»: речь идет о «соловьевщине», основу которой составляли хакасы кызыльцы. Однако партийное руководство понимало, что нужно привлекать местное население в управленческие структуры, готовить национальные кадры, а потому проводило грамотную политику.
Могу привести примеры и из своего опыта. В 1978–1982 годах я был первым секретарем Аскизского райкома КПСС. Перед выборами в облсовет мне из Абакана говорили, сколько из числа выдвинутых кандидатов должны составлять представители хакасского народа (столько-то из числа специалистов, столько-то — из числа рабочих и т. д.). Кого избирать — решать населению, а вот выдвинуть кадры мы были обязаны. Или другой пример: из 56 директоров школ в районе 25–30 должны быть хакасами. То есть, партия работала над ростом кадров, грамотные специалисты продвигались. Сейчас такого уже нет. Однако плохо не это, плохо то, что мы сегодня фактически теряем хакасский язык — мало кто даже из числа представителей коренного народа владеет своим родным языком. А грамотные молодые специалисты, не только хакасы, но и представители других народов, не возвращаются в Хакасию по окончании вузов в других городах.
— Как можно оценить почти 30-летний период, пройденный Республикой Хакасия в статусе самостоятельного субъекта? Оправдались ли те надежды? За все эти годы, особенно во время объединения других национальных регионов с более экономически мощными соседями, не раз поднимался вопрос — не вернуться ли обратно в состав края? В последние годы, в связи с экономическими сложностями, нередко можно услышать и такое мнение, что, мол, всё, что удалось Хакасии в статусе республики, так это невиданно раздуть штаты чиновников, а в составе большого субъекта экономика Хакасии развивалась бы активней. Справедлива ли такая критика?
— От отделения от Красноярского края Хакасия, безусловно, выиграла. То, что мы решили развиваться самостоятельно, а не в составе края, было правильным решением. Рамки автономной области не позволяли нам развивать в соответствующих темпах экономику, социальную сферу, культуру и т. д. Однако, к сожалению, обретение Хакасией нового статуса совпало с распадом СССР. Так что во многом не реализовались грандиозные надежды и планы по развитию не только в нашей республике, но и в стране в целом.
Несмотря ни на что, Хакасия сегодня устойчиво развивается, на территории республики работают мощные промышленные предприятия — алюминиевые заводы, крупнейшая в стране Саяно-Шушенская ГЭС, Абаканская ТЭЦ, 8 угольных разрезов, рудник в Абазе, Сорский горно-обогатительный комбинат и др. В то же время все денежные потоки уходят из республики. К примеру, валовой внутренней продукции мы зарабатываем на 250 млрд рублей, бюджет Хакасии при этом 25 млрд рублей (собственные доходы). То есть, бюджет региона составляет лишь 1/10 часть того, что зарабатывается на территории республики. Более того, федеральный законодатель сегодня установил такие правила, что практически все крупные промышленные предприятия, работающие в регионе (угольные, горнорудные, алюминиевые, энергетические), практически не платят в бюджет республики налог на прибыль. Внесенные в свое время изменения в Налоговый кодекс РФ позволяют это делать, однако потери регионального бюджета должны компенсироваться, чего сегодня не происходит. Но я верю, что рано или поздно справедливость восторжествует — субъекты РФ заставят промышленные предприятия платить налог на прибыль по местонахождению производств, в региональные бюджеты.
— Владимир Николаевич, можно наметить главные задачи в развитии республики на будущее? Что бы вы пожелали жителям Хакасии в День республики?
— Хакасия — один из самых благоприятных субъектов РФ с точки зрения развития различных отраслей экономики. В советское время здесь работала мощная легкая промышленность — именно она, не алюминий, не уголь, давала до 80% всех доходов автономной области. В Хакасии востребованную в стране продукцию выпускали камвольно-суконный комбинат, фабрика первичной обработки шерсти, комбинат искусственных кож, трикотажная и обувная фабрики. Сельхозпроизводители области кормили овощами весь север Красноярского края и строителей Байкало-Амурской магистрали вплоть до Амурской области. Всё это можно возродить, если грамотно и эффективно работать. Жителям Хакасии хотелось бы пожелать, чтобы наша республика развивалась и процветала. Во многом это зависит и от органов государственной власти РХ. Будут работать предприятия — у людей будет достойный доход. В то же время нельзя забывать и об экологии. Вот они, задачи в развитии республики на будущее. Лучше Хакасии места в мире нет! Я много в каких странах побывал, мне есть с чем сравнить. Нам, жителям Хакасии, надо сделать всё возможное, чтобы наша родная земля стала еще прекрасней.
Ольга КАРАЧАКОВА
Фото из архива ВС РХ