Найти тему

Чайка? Утка? или… орлан!? Интересная фотофиксация.

История произошла в прошлом (2019) году... Одним майским утром мы поехали проверить рыбхоз на наличие гнезд обыкновенных ремезов, которых обнаружили там ранее… К сожалению, поиски не увенчались большими успехами — было найдено лишь одно гнездо и то разоренное, а самих птиц и вовсе не было. Зато было отмечено кое-что даже более интересное…

Сразу по приезду на рыбхоз на одном из его прудов были замечены 2 лебедя, издалека показавшиеся кликунами. При нашем продвижении ближе к возможным местам гнездования ремеза, количество лебедей вдруг изменилось с двух на трех (один из них «раздвоился»). Потом выяснилось, что их вовсе 5 — как такое возможно, я до сих пор не понимаю, но так уж случилось. Видимо, какой-то зрительный обман произошел при быстром движении на машине… не знаю. Факт, что лебедей было 5. Плавали они двумя группами: 2 (которых заметили в самом начале) были в самом дальнем углу, что их едва-ли было видно и 3 совсем близко к берегу. Мы двинулись к ним (все равно колония ремезов была в той же стороне, а лебеди — как бонус), я пошла чуть быстрее и вырвалась вперед, держа наготове фотоаппарат. Мне удалось подойти к ним довольно близко, но они, заметив приближение к ним человека, начали отплывать дальше — в сторону первых двух. Тут уже стало заметно, что лебеди не кликуны, а шипуны — пожалуй, даже более редкий пролетный у нас вид. Ну и конечно же — отплывающие вдаль лебеди — это картина никуда не годная, хочется же более хороших снимков! Мне пришла в голову идея попытаться привлечь их назад на запись криков лебедя-шипуна (иначе говоря, использовать звуковую провокацию по тому же методу, как ее используют для привлечения воробьиных птиц и сов). Ну, идея сработала: услышав призывные крики, тройка лебедей притормозила и будто-бы прислушивалась, а затем и начала медленно возвращаться к тому месту, где они были замечены изначально. Мы присели, чтобы не пугать их, и в итоге лебеди подплыли довольно близко — даже ближе, чем были с самого начала. Сомнений точно не осталось — это именно шипуны, причем один из них явно неполовозрелый. Он из всей тройки держался чуть-чуть на отдалении, а другие два будто бы являлись парой. Интересная троица, одним словом.

Тройка лебедей-шипунов.
Тройка лебедей-шипунов.

Мы долго сидели среди кустов и наблюдали за ними. Видимо, настолько долго, что все остальные птицы перестали нас даже замечать, принимая за что-то совсем безобидное и неопасное. Так, низко над головами пролетали чайки, крачки, ворон (при чем сначала он летел совершенно «пустой», а назад вернулся с полным клювом чего-то вкусного — видать, посетил близлежащую деревню и что-то где-то стащил). Сорока сначала вылетела прямо на нас, но потом заметила и резко повернула в сторону — надо заметить, что сорока в анфас — это довольно интересное зрелище! =) Мелкие воробьиные птички то и дело мелькали над нами то с одного куста, то с другого. Кто-то даже умудрялся сесть рядом и петь. Ну, мы же совсем незаметные!… С противоположного берега слышалось пение дроздовидки и дудение большой выпи — когда слышишь это пронзающее «бу!», так и представляешь картину, как она сначала с большим трудом вбирает в себя воздух под самую, как говорится, «пробку», а затем с силой выталкивает его. Но самое интересное было еще впереди…

Погода в тот день была довольно хорошей: было ясно, светило солнце и на дождь не было ни единого намека. Единственный минус — это сильный ветер, который «пронзал» насквозь. Но на земле под защитой ивняка сидеть было довольно приятно — солнцем пригревало, а слабый (у земли был именно слабый) ветерок не давал получить тепловой удар. Лебеди уже давно уплыли и мы просто наслаждались хорошей погодой и смотрели на пролетающих мимо птиц… Я даже уже начала чуть-чуть дремать, как вдруг меня толкнули в бок со словами — «смотри! орел!»

И правда… откуда не возьмись появился орлан-белохвост и…. плюхнулся (в прямом смысле слова) на воду в том же месте, где до него плавали лебеди, приняв позу утки или чайки.

Пока он там спокойно себе дрейфовал на волнах, на него налетал и пытался прогнать (или, быть может, потопить?) болотный лунь. Но орлану все не по чем, он чувствовал себя явно вполне комфортно и просто иногда отмахивался от него клювом.

Посидев так пару минут, наш «водоплавающий» орлан все так же спокойно взлетел прямо с воды и пошел накручивать круги над рыбхозом, высматривая себе добычу. Его «верный спутник»-болотный лунь последовал за ним. Через какое-то время этот пловец все-таки поймал себе рыбку и уже насовсем скрылся в лесу, а мы пошли дальше за исполнением заданной цели.

На взлет!
На взлет!

Приехав домой, мы стали искать информацию по поводу такого поведения у орланов. Как выяснилось, подобные явления отмечаются довольно редко и чаще всего связаны с тем, что орлан ловит рыбу крупных размеров, с которой не способен взлететь с воды и тогда он дрейфует к берегу, взлетая уже с него. При этом не редко он еще и крыльями гребет. Но в нашем случае орлан был без рыбы и спокойно сидел на воде, даже не намок, будто у него перья утиные. А потом взлетел с воды и начал кружиться над прудами.

Возможно, конечно, что это все может быть связано с тем, что ему не удалось поймать рыбу (ну, промахнулся — с кем не бывает?) и он просто остался сидеть на воде, а может быть ему просто захотелось отдохнуть от «орланьей» жизни и почувствовать себя уткой — это уже известно только ему.

А вы отмечали подобное поведение у орланов?

Во всей этой истории забавно еще и то, что все это похоже на сюжет одной из белорусских народных песен, которую как-то случайно вспомнили еще во время приближения к лебедям:

Тут нам и «стада Белых лебядзей» с «Са малымі лебядзятамі» (точнее с одним малым лебядзянком), и «шыза-белы арол», который по факту является именно белохвостом, да даже «Шыза пер'е па зялёнаму лужку» и те были, только принадлежали они не лебедям, а чайкам и найдены были до начала всей этой истории.

И такое бывает…