На этой картине мы видим большую семью, которая собралась за общим столом. Только вот, кажется, обед не совсем удался, поскольку один из участников застолья всеми силами отказывается от еды. Что же происходит у героев сюжета?
Художник решил посвятить свою картину басне И. А. Крылова «Демьянова уха». Сюжет произведения повествует о слишком радушном хозяине дома, который потчевал соседа ухой, да так увлёкся, что не на шутку напугал гостя.
«Соседушка, мой свет!
Пожалуйста, покушай».–
«Соседушка, я сыт по горло». – «Нужды нет,
Еще тарелочку; послушай:
Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!» –
«Я три тарелки съел». – «И, полно, что за счеты:
Лишь стало бы охоты,–
А то во здравье: ешь до дна!
Что за уха! Да как жирна:
Как будто янтарем подернулась она.
Потешь же, миленький дружочек!
Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!
Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!»
Так потчевал сосед-Демьян соседа-Фоку
И не давал ему ни отдыху, ни сроку;
А с Фоки уж давно катился градом пот.
Однако же еще тарелку он берет:
Сбирается с последней силой
И – очищает всю. «Вот друга я люблю!»
Вскричал Демьян: «зато уж чванных не терплю.
Ну, скушай же еще тарелочку, мой милой!»
Тут бедный Фока мой,
Как ни любил уху, но от беды такой,
Схватя в охапку
Кушак и шапку,
Скорей без памяти домой –
И с той поры к Демьяну ни ногой.
В своей басне Крылов высмеивал человеческую назойливость, которая может здорово навредить окружающим.
Художник Андриан Волков любил писать обличительные сюжеты с оттенком сарказма, поэтому басни Крылова очень его интересовали. «Демьянова уха» была создана мастером для конкурса на Вторую золотую медаль в Академии Художеств, где Волков соревновался с Андреем Поповым.
В итоге конкурс выиграл Попов, работа которого показалась академическому совету более реалистичной.
Но работа Волкова тоже получила высокие оценки. Современники художника отмечали, что типы хозяина, хозяйки и гостя «вполне русские и живые», а вот две левые фигуры необходимо облагородить.
В настоящее время картина «Демьянова уха» находится в Художественно-историческом музее им. А.В. Григорьева, куда она попала из коллекции Румянцевского музея в 1925 году.