На протяжениии веков - меч является одним из символов Японии.
В прошлых статьях - начало создания японского меча - через различные стадии-
От железного песка до полировки готового меча
Термин «косираэ« (koshirae) (拵) происходит от глагола «косираэру» (koshiraeru) (拵える) что означает «делать, изготавливать, создавать, производить».
Следовательно «косираэ» дословно можно перевести как «создание,
экипировка, принадлежность». Кстати, довольно интересный факт в том, что слово «косираэ(ру)» состоит из двух иероглифов «рука» (手) и «существовать» (存), следовательно, в паре они означают «претворять что-то в жизнь с помощью рук», так что с уверенностью можно выразить их одним словом «создавать, изготавливать».
Еще одно определение оправы меча «тсукури» (tsukuri), звучит как «зукури». Дословно переводится как «работа, исполнение, облик», но также можно перевести как «вид, модель, канон».
Раньше существовало еще одно довольно нейтральное определение «Гайсё» (gaiso), которое укрепилось в последнее время. Термин «Гайсё» литературно означает «внешняя оправа«, или в широком смысле слова «одеяние, внешний вид». В отношение меча это термин подчеркивает различие между «оправой» и «тосин» ( toshin 刀身- «тело меча»)
но мы рассматривали всего лишь клинок. Клинок- несомненно -оружие, но всегда проще использовать рукоять чем просто держаться за сталь. и защитить свои кисти используя защитное прриспособление - цуба
Естествено весь процесс изготовления косирая- выполняется
вручную и любая деталь претендует на произведение искусства.
Разберем что входит в косирая-
Рукоятка- цука
“Врезка” накаго происходит сделующим образом. Брусок – заготовка под цука распускаестя вдоль, и во внутреннюю часть обеих сторон врезается накаго – с таким учетом, что при склейке двух половинок не будет люфта и зазоров. Клинок должен сидеть плотно, не болтаться и не вываливаться. На месте накаго ана- отверстия на хвостовике в деревянной основе также просверливается отверстие для удержания хвостовика в рукояти. Иногда таких отверстий два, для надёжности.
Независимо от размера и вида клинка, цука всегда изготавливается из магнолии, как и сая.
Дерево достаточно удобное в работе, так как его структура не такая волокнистая и режется практически во всех направлениях (при условии, что инструмент подготовлен к работе)). Также это дерево обладает антисептическими свойствами, т.е. жидкость (вода, кровь и т.д.), попав внутрь, не «бродит», а высыхает и высыпается из ножен, не причиняя клинку практически никаких повреждений.
В процессе изготовления деревянной основы (tsuka shitagi) мастер учитывает способ установки самэгава (шкуры ската). Таких способов всего три (по сложности от простого к сложному) – полосками по бокам, оборачивание со стыком сбоку или оборачивание со стыком по центру.
Коигути канагу (тосогу) – металлические элементы в составе косираэ. Тосогу, как правило, это фути, касира, менуки, саядзири, когаи (варикогаи), кодзука, и т.д.
Цука маэ (tsuka mae) – процесс оплетания рукояти. Эта характерная черта облика японского меча (запоминающаяся по многочисленны японским фильмам, комиксам и анимэ), появилась примерно в 16 веке во времена многочисленных междоусобных войн. До этого рукоять просто оборачивали самэгава, закрепляя небольшими «колышками». Такой способ до сих пор применяют на церемониальных тати.
До нашего времени сохранились и применяются десятки способов плетения и столько же материалов. Хлопок, шёлк, кожа, нити, замша и многие другие. Помножим это на количество стилей плетения и получим удивительное многобразие!
На некоторых видах косираэ (как правило, это некоторые танто и айкути, а так же их подвиды) цука маэ не делается. Айкути, чаще всего одеваются в косираэ, полностью покрытые лаками уруши, с роговыми или металлическими коигути-канагу.
Муфта - хабаки- Правильно изготовленные хабаки не только сохраняют клинок от незапланированного выпадения или выскальзывания. Также плотное примыкание защищает от проникновения влаги, пыли и т. д. в пространство между мечом и саи. Последствия плохой подгонки могут быть плачевны, итог – влага оставит коррозию, а частички пыли — царапины и задиры, и в этом случае меч неизбежно попадает в руки полировщика.
на втором фото - более сложная модель исключающая люфт в ножнах - сая - варихабаки
Традиционно хабаки изготавливались из меди и таких медносодержащих сплавов, как сякудо или сабуити.
Сэппа 切羽– металлические проставки, которые устанавливаются с обеих сторон от цуба. Чаще всего изготавливаются из меди, латуни, реже серебросодержащих сплавов. В некоторых случаях, как и хабаки, оборачиваются золотой или серебряной фольгой.
Сая – ножны.
Как и рукоять, сая вырезаются из магнолии. Как правило, для изготовления ножен отбирают плотную древесину, с ровными прямолинейными волокнами, допустимы сучки и небольшие дефекты, изменение цвета. На механические свойства это не влияет, а внешняя часть будет скрыта под лаком.
Заготовленную по длине клинка доску раскипивают вдоль, и стамесками врезают клинок в обе половины, таким образом после склейки он должен двигаться свободно, но и не болтаться. Тогда же готовят заход под хабаки, что бы обеспечить плотное удержание. Место вхождения клинка в ножны называется коигути , что дословно переводится как “рот карпа”.
Склеивают обе половину на рисовый клей. Затем придают ножнам внешнюю форму. После этого из рога водяного буйвола изготавливают куригата (для крепления сагэо), кольцо коигути (иногда делали из меди, латуни или железа), саядзири (навершие на ножнах для защиты), иногда каэридзуно – небольшой крючок для удержания за поясом.
Цуба- защитная гарда
Большинство были изготовлены из металла (поэтому они и сохранились до наших дней). Также встречались цуба из рога и даже лакированной кожи. Возвращаясь к металлическим, в основном применяли золоченую бронзу или железо. Встречались редкие образцы из серебра или стали, покрытой золотом и бронзой.
В наши дни цуба приобрела статус отдельного полноценного произведения, далеко за пределами её практического использования. Издавна и поныне существуют династии мастеров ювелиров, которые изготавливают только цуба. Как правило, стили этих династий легко узнаваемы и различимы. Также кланы самураев имели личный герб, который мастера изображали на цуба и косираэ.
галерея цуба-
Кроме того существует непарадное - " домашнее" облачение меча
в общепринятом общении , можно конечно сказать ширасая . но будем последовательны- сирасая - деревянная одежда меча-
Если переводить дословно, сираясая это белые ножны, которые требуются для хранения меча. Когда кузнец создаёт клинок, и шлифовщик отшлифовывает его, первым делом требуется изготовить на него хабаки, а затем одеть в сираясая. В таком виде клинок предстаёт перед заказчиком. Форма сираясая максимально проста, ничто не отвлекает от созерцания меча.
Сами сираясая состоят из рукояти и ножен. Нередко на них пишутся саягаки: данные о клинке и его владельце, другие особенности. Если оригами (паспорт меча) можно потерять, то сираясая – врядли. Иногда ставятся фути и коигути из рога, в месте отверстия мекуги-ана врезаются роговые или бамбуковые вставки для бережного извлечения мекуги.
Меч рожден и облачен в одежды. Теперь дело за человеком.
использовано видео-
Интересные статьи и видео о мече и не только
Кендо- упражнения с резиновым жгутом
Как иногда начинают заниматься кендо
Спасибо С Вами Kage ///