Найти тему
Икстория

5 странных лубочных работ

Оглавление

Лубок — незатейливый вид народной творчества, отличающегося доступными образами и карикатурой, делался из липовых досок (липу называли раньше "лубом"). Прародители современных мемов, если хотите!

"Медведь с козою прохлаждается"

"Медведь с козою прохлаждается"
"Медведь с козою прохлаждается"

Картинка сопровождается надписью:

"Медведь с козою прохлаждаются, на музыке своей забавляются. И медведь шляпу вздел да в дудку играл. А коза сива в сарафане синем с рожками и с колокольчиками, и с ложками вприсядку пляшет".

Даже не спрашивайте, кто и зачем заставил медведя и козу "прохлаждаться"... И с какой стати медведю понадобилась шляпа, а козе сарафан, чтобы так веселиться. Умом Россию не понять.

"На курице"

"На курице"
"На курице"

Дама путешествует на гигантской разноцветной курице. Цвета одежды женщины и перьев курицы очень похожи, что указывает на крепкую мистическую связь... Ладно, шутка. Это просто очередная причуда авторов лубка на потеху публике.

"Как мыши кота хоронили"

"Как мыши кота хоронили"
"Как мыши кота хоронили"

Пожалуй, самая известная русская лубочная работа. Грызуны везут "кота казанского, ума астраханского, разума сибирского". Возможно, карикатура на Петра Великого. На картине довольно много "персонажей", если можно так выразиться, что исключительная редкость для лубка.

Абсурдную траурную процессию сейчас точно описывает термин "стокгольмский синдром" (бессознательная связь между жертвой и мучителем). Может быть, автор лубка и не хотел выразить политическую позицию, а просто изобразил неизлечимый человеческий порок глупость (что любил делать в такого рода творчестве).

"Трое нас с тобою..."

"Трое нас с тобою...", XVII век
"Трое нас с тобою...", XVII век

Жутковатая работа XVIII века. Двое мягко говоря странных кавалеров в шляпах заявляют зрителю, что всего в сумме получается три недалёких человека. Вот это "пощёчина общественному вкусу", однако! Мало того, что четвёртую стену сломали, так ещё и оскорбить успели...

"Цирюльник и раскольник"

"Цирюльник и раскольник", XVIII век
"Цирюльник и раскольник", XVIII век

Сюжет картинки (в надписях) умещается в трёх предложениях:

Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь. Раскольник говорит цирюльнику: "Слушай, Цирюльник! Я бороды стричь не хочу. Вот гляди, на тебя скоро караул закричу".

Бритьё бороды у старообрядцев считалось грехом, и даже бесовской ересью. Бороды не было только у св. Георгия, но, по мнению раскольников, ему, солдату, не подобает с бородой жить...

Понравилась статья? Подпишитесь на "Иксторию" — история искусства и искусство истории.