Найти тему

Мой Иерусалим.

Написала - мой Иерусалим - и как-то неловко стало, ну какой же он мой? Хотя и была там уже бессчетное количество раз. Наверное, правильнее было бы написать - Иерусалим, каким я его вижу, город, куда я приезжаю каждый год. И это тот город, куда мне всегда хочется возвращаться. Город, где живут мои друзья. Встречаясь с ними, радуюсь встречам. Расставаясь, мы говорим друг другу: на следующий год в Иерусалиме ...

Пока по планете все еще уверенно шагает вирус, особенно приятно рассматривать старые фотографии, и вспоминать, вспоминать, вспоминать - улочки этого города, по которым так здорово пройтись, проехать на трамвае до района Гило, увидеть друзей, с которыми давно не виделся. А уж если вдруг забрести в Старый город в Иерусалиме, то впечатлениями и воспоминаниями можно потом долго греть душу и сердце.

Под небом голубым, есть город золотой ...

Все фотографии мои, все снимала в разные периоды и года.

-2
 вот такое дерево растет в садике, куда выходят окна квартиры, где живут мои друзья
вот такое дерево растет в садике, куда выходят окна квартиры, где живут мои друзья

-4
Иерусалим, рынок  -  шук.
Иерусалим, рынок - шук.
-6
Иерусалим.  Возле Львиных ворот.
Иерусалим. Возле Львиных ворот.

Здесь нечаянно получился вот такой коллаж, совершенно неожиданнно для меня. Хотела сфотографировать незаметно скрипача, но вдруг по дорожке мимо проехала такая вот группа на велосипедах.

 Скрипач возле Львиных ворот.
Скрипач возле Львиных ворот.

Иерусалим. Чудные розы сфотографированы во дворе тоже в феврале.  Что-то отцветает, а что-то  украшено только намеком на будущие яркие цветы  -  бутонами и  новыми ростками
Иерусалим. Чудные розы сфотографированы во дворе тоже в феврале. Что-то отцветает, а что-то украшено только намеком на будущие яркие цветы - бутонами и новыми ростками

совсем небольшая улочка с кафешками и сувенирными лавочками.
совсем небольшая улочка с кафешками и сувенирными лавочками.

Эта улочка проходит подковой от улицы Яффо до улицы Бен Иегуда.

стены Старого Города
стены Старого Города
Улочки, лесенки в Старом Городе
Улочки, лесенки в Старом Городе

Стена Плача.  Женская половина.
Стена Плача. Женская половина.

Западная стена, единственное, что осталось от древнейшего иерусалимского Храма, одна из важнейших разрушенных иудейских святынь. Молясь возле стены, принято оплакивать его разрушение.

фонтанчик с кранами, вода  - простая водопроводная, для омовения рук.
фонтанчик с кранами, вода - простая водопроводная, для омовения рук.

Иерусалим. Старый город. Уже сумерки, но сувенирные лавочки открыты, и будут работать до последнего посетителя.
Иерусалим. Старый город. Уже сумерки, но сувенирные лавочки открыты, и будут работать до последнего посетителя.

Последний раз (или как уместнее сказать - крайний, да? ) была в Иерусалиме в ноябре 2019 года, а вспомнила я сейчас все мои поездки туда, начиная с 2005 года. Люблю нежно этот город, и по возможности стараюсь побывать там один - два раза в год. Все фотографии мои, снято
конечно, на телефон. Качество так себе. Да и годы, когда они были сделаны, разные.

Весна, 5 марта 2019 года. Идет сильный косой дождь, довольно прохладно +16 градусов. Но по израильским меркам это лютый холод. Все ходят в куртках, закутанные по глаза в шарфы, теплые шапки натянуты на уши.

Мне самой было неудобно фотографировать хасида в меховой шапке - штраймле, поэтому такую картинку для наглядности просто нашла в интернете.

Вот так выглядит  штраймл  - меховая  шапка. Фотография взята из открытых источников.
Вот так выглядит штраймл - меховая шапка. Фотография взята из открытых источников.

Утро. Иерусалим - конечно же - город контрастов, вот идет господин в высокой меховой шапке, упакованной в целлофановый пакет (так в пакете и идет!), дождь же! Шапка называется сподик, штраймл или цойбл. Думаю, знающие люди меня поправят! Это ермолка или кипа (более популярное название), обшитая мехом, шкурками и хвостами. Хвост и шкурки на шапке может быть один, но их может быть и 13, 18 и 26. Все эти цифры взяты тоже не с потолка, количество и шкурок и хвостов имеет свое и важное значение. Норка это, соболь или лиса - зависит от достатка человека, возможно, и статуса. Штраймл - это праздничный или субботний головной убор, достаточно дорогая вещь, и всегда ручной работы. Поэтому в дождь увидеть шапку, полностью закрытую целлофановым пакетом - не редкость. Головы, покрытые ермолкой, кипой, штраймлом - обязательны для любого еврея, это знак особого и уважительного отношения к Богу.

А вот молодой спортивный парень на пробежке в парке Независимости - в шортах и майке на голове обычная трикотажная шапчонка. Что ему дождь?

Парк Независимости.
Парк Независимости.

Нет, спортивного парня я тоже не стала фотографировать. Люди на прогулке, пробежке, а я тут пялюсь с камерой - не прилично даже. Да, а на фотографии здесь солнечный день, дождем и не пахнет! Просто фотографировать мокрыми руками, и искать удачный ракурс и понравившийся кадр, когда тебе за шиворот и в рукава непрерывным потоком заливается вода, несколько неудобно. Да и дождь через пару часов закончился, и я продолжала прогулку уже под ярким солнцем. Дожди в Израиле идут зимой - в декабре, январе, феврале. Но и зима - это не обязательное условие сырости. Зато такие дождливые зимы - залог хорошего урожая оливок!

Это парк, люди гуляют с детишкам, семьями, много спортивных и детских площадок.

Парк Независимости. Ручей, пробегающий через весь парк.
Парк Независимости. Ручей, пробегающий через весь парк.

Парк находится в центре Иерусалима, между старым кладбищем Мамилла, улицей Кинг Джордж, улицей Гилель. В тот мой приезд я жила у друзей именно на улице Гилель, поэтому пройти во всеми парку до Мамиллы, мне было очень удобно.

В одно из моих посещений Иерусалима у моей подруги был юбилей, и вечером, в день прилета, я помогала по хозяйству - варила холодец. Были званы гости, был обещан русский стол. Поэтому - холодец, оливье, блины.

Долгие посиделки, разговоры, воспоминания о юности, пришедшейся на советские годы. "Боже, какими мы были счастливыми, как же мы молоды были тогда..." Все - репатрианты 1985 - 90 годов.

Нет, никто не сожалеет, что уехали тогда. И сейчас, уже убеленные сединами и украшенные морщинками, (да как и я, собственно!) все эти мои друзья - люди, состоявшиеся в профессии, немало добившиеся здесь упорным и подчас тяжелым трудом, в этом жарком краю, который стал для них домом и второй родиной. Почти все сейчас уже на пенсии, но многие продолжают работать и в 65 и 68 лет. Почему бы и нет? Если позволяет здоровье, а дети уже такие взрослые, живут, как правило, отдельно, сами растят уже своих детей. ..... Вот, я заметила, что своих родителей эти, выросшие уже здесь 30-40 летние дети, нагружают внуками значительно реже, нежели в России. Общение - да пожалуйста, сколько хотите - только чтобы в радость, а не в нагрузку постаревшим родителям. Детских садиков видела много, как правило они находятся по центру микрорайона, закрытые и отгороженные от больших и шумных улиц площадки с высокими кустами мимозы, акации - такие островки зелени даже здесь в районе улицы Кинг Джордж не редкость.

Текста и фотографий получилось много, а сама по себе знаю, что не все любят зависать на одной статье надолго, поэтому рассказ продолжу через пару дней.