Найти в Дзене
Моё обо всем

Интернационалист с киноаппаратом в руках.

https://yandex.ru/images/
https://yandex.ru/images/

Сорок первый - сорок пятый...Две незыблемые даты.
Под июньские раскаты уходили в бой солдаты...

Нередко рядом с солдатами шли и фронтовые операторы, которые должны были уметь владеть оружием потому, что на войне, как на войне. Хроникерам того времени требовалось не только хладнокровие, но и особая выдержка и смелость. Среди них есть много погибших, почти каждый ранен, но все они внесли свою лепту в летопись Великой Победы и благодаря их подвигу сохранилась память не только в сердцах нашего народа, но и в материалах военной хроники.

Одним из самых "бывалых" фронтовых операторов был Роман Кармен, к началу Великой Отечественной у него за плечами уже был опыт военного репортера. Когда в 1936 г. в Испании началась гражданская война, Кармен стал проситься в самое пекло событий, считая, что советский кинооператор обязан сегодня быть там. После снимал боевые действия во времена японо-китайской войны. Затем наступили долгие четыре года страшного и тяжелого лихолетья, когда гитлеровцы вторглись на территорию Советского Союза.

https://yandex.ru/images/
https://yandex.ru/images/

На военную службу Роман Кармен был призван 25 июня 1941 г. , за проведенные годы во фронтовой и прифронтовой полосе, оператором была снята не одна тысяча фронтовой кинохроники, а еще он участвовал во взятии Кенигсберга (нынешний Калининград), в освобождении Варшавы, в форсировании Немана, Вислы и Одера. В 1942 г. Кармен был в составе киногруппы, которая снимала прибытие премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля в СССР, в 43-м снимал сдачу в плен немецкого фельдмаршала Фридриха Паулюса под Сталинградом (нынешний Волгоград) и сделал фотографию допроса этого же Паулюса одним из крупнейших полководцев Константином Рокоссовским. Роман Лазаревич был одним из первых кинооператоров, снявших лагерь смерти Майданек.

https://yandex.ru/images/
https://yandex.ru/images/

Действительно, для того, чтобы снимать такое, нужны железная выдержка и стальные нервы. Глядя на такое, сложно представить, каков был труд человека, державшего в руках кинокамеру или фотоаппарат, сколько ему нужно пройти в буквальном смысле - лететь, ехать, идти, ползти, и через что пройти в моральном, видеть и снимать то, о чем даже говорить тяжело и даже жутко. Кармен не только снимал, он хорошо владел пером, видно, передались гены отца - писателя Лазаря Кармена. Но кинооператор был не только талантливым литератором, но и режиссером, сценаристом, документалистом, его наследие - это книги, воспоминания и статьи для газет и журналов, множество документальных фильмов. Он был художественным руководителем и режиссером такого огромного проекта, как советско-американская документальная киноэпопея "Великая Отечественная" (1977 г.)

Роман Кармен снимал подписание акта о безоговорочной капитуляции фашисткой Германии в мае 1945 года. Он в числе других военных операторов сделал исторические фотографии события, важного и радостного для всех народов, а в первую очередь, для всех людей нашей огромной советской страны.

https://yandex.ru/images/
https://yandex.ru/images/

После окончания Великой Отечественной оператор снимал во Вьетнаме, Бирме, Индии, Индонезии и Южной Америке. Поистине, настоящий антифашист и интернационалист Кармен был неутомимым и благодаря ему и его коллегам, у нас есть возможность знать историю своей страны, видеть и не забывать кошмары той страшной трагедии, которую принесла всему миру гитлеровская Германия. Низкий поклон летописцам войны и светлая память тем, кто ценою своей жизни оставил нам правду о великом подвиге советского народа.

Его любил весь батальон,
Среди солдат он был солдатом,
Хотя и был вооружен,
Всего лишь киноаппаратом.
Когда мы шли вдоль мертвых сел,
И ночь пылала фронтовая,
Он с кинокамерою шел,
От нас ни где не отставая.
То залегал за валуны,
То на ходу снимал с колена,
Снимал он трудный быт войны
И жизнь и смерть одновременно.
Снимал он танки у дорог,
Горящий лес, оживший в мае
И догадаться сам не мог,
Что он историю снимает.
Забыв про отдых и привал,
Он по родимой шел сторонке,
И все снимали все снимал,
Пока хватало кинопленки.
Он приподняться не сумел,
Сраженный в грудь осколком мины,
Но все равно отснять успел,
Последний кадр своей картины. (М. Матусовский)