Улица Гоголя находится в исторической части города на территории Кировского и Ленинского районов. Сначала эта улица была названа Ханыковской в честь Оренбургского губернатора Якова Владимировича Ханыкова (1818–1862), известного географа и картографа, секретаря Императорского русского географического общества.
Им составлены «Карта Аральского моря и Хивинского ханства с их окрестностями», «Карта озера Иссык-Куль с окрестностями», изданы картографические работы «Очерк состояния внутренней Киргизской орды», «Пояснительная записка к карте Аральского моря и Хивинского ханства с их окрестностями», «Карта северо-западной части Средней Азии», а также географические исследования – «Описание Оренбургского края», «Сведения о путях в Хиву», собранные Ханыковым вместе с В. И. Далем и другие.
В ноябре 1901 г. улица была переименована в Гоголевскую в честь классика русской литературы. По данным краеведа П. Ф. Ищерикова, Гоголь, «…показывая провинциальную глушь России в эпоху Николая I, в первой редакции «Ревизора» изобразил Хлестакова едущим в Белебей и по пути принятым за ревизора из Петербурга. По Гоголю, в глуши Белебеевского уезда и находилась Подкатиловка – деревенька отца промотавшегося Хлестакова». «Ревизор» шел на уфимских сценах на русском и башкирском языках особенно часто в 1930–1950-е годы. Произведения Гоголя переводили на башкирский язык А. Карнай, Г. Хайри, З. Биишева, Н. Идельбай, Ф. Исянгулов.
Первые дома улицы начинаются на склоне уфимских холмов в сторону реки Белой на перекрестке Гоголя – Волновая. Здесь, в трехоконном деревянном доме Борисовых постройки 1880-х гг. (ул. Гоголя, 1) жил в 1891 г. будущий великий певец и артист Федор Иванович Шаляпин.
В 1890 г. семья Шаляпиных испытывала большие материальные трудности: отец потерял службу, семья решила покинуть Казань и на пароходе отправилась в Астрахань, надеясь, что на новом месте судьба будет к ней благосклоннее. Однако надежды не оправдывались. В конце концов родители отпустили Федора попытать счастья, и он отправился обратно в Казань. Ни на что не надеясь, Шаляпин пошел наниматься в хор опереточной группы С. Я. Семенова-Самарского и неожиданно получил аванс – 6 рублей и билет второго класса до Уфы, куда в ближайшее время должна была отправиться труппа. "Был сентябрь. Холодно и пасмурно. Уменя, кроме пиджака, ничего не было… Чувствовал я себя превосходно: первый раз в жизни ехал во втором классе, и куда ехал! Служить великому искусству, черт возьми!"
Федор волновался, оставят ли его в труппе, так как в Казани, нанимаясь на работу соврал, что знает много партий в операх и опереттах. На пробе голосов хормейстер обратил внимание на Шаляпина, сказав: "Нет, этого мальчика надо оставить. У него недурной голос, и он, кажется, способный…" Федора полюбили в труппе; он был готов выполнять любую работу и все делал с огромным воодушевлением – чистил лампы, подметал сцену, помогал устанавливать декорации. Поселился молодой певец в Уфе "у прачки, в маленькой грязной подвальной комнате, окно которой выходило прямо на тротуар… На мои 20 рублей жалованья в месяц это была жизнь достаточно роскошная"
«Я съехал с квартиры от прачки, наняв комнату у какого-то столоначальника. Он тоже играл в театре… Жил он с женой. Детей у них не было. Жизнь текла скучно и покойно». Поиск второй квартиры Шаляпина, так же, как и первой, был проведен краеведом Г. Ф. Гудковым. Им записаны воспоминания одного из старожилов Черкалихиной слободы К. И. Горюхина. Вот что тот сообщил. «В 1800–1891 годах я работал писцом в губернской земской управе на углу улиц Ильинской и Телеграфной. Вместе со мной в одной комнате в управе некоторое время работал и молодой Шаляпин – ему было тогда семнадцать лет. Работал он также писцом. Мы возвращались с работы нередко с ним вместе – шли по улице Ильинской до угла улицы Гоголя мимо Духовного училища в сторону реки Белой, а я шел дальше по Ильинской улице. Запомнилось, что Шаляпин ходил с тросточкой – тогда была такая мода».
В 1897 году на усадьбе стерлитамакского мещанина А.И. Попова по Ханыковской, 19 стоял деревянный дом с двухэтажным пристроем, каменный двухэтажный же флигель, крытые железом два каретника с погребами и конюшнями, беседка, баня и каменная кладовая. До настоящего времени дожил лишь одноэтажный деревянный дом по красной линии улицы Гоголя и двухэтажный пристрой к нему. Деревянные наличники главного фасада дома не имеют аналогов в уфимской архитектуре: из трёх обрамлённых растительными завитками условных поясов резьбы верхней части наличника сразу выделяется средний орнамент - в виде симметричных крестиков.
Вряд ли это украшение имело какой-то особый смысл, тем не менее, по воспоминаниям старожилов (опрос в начале 1990-х гг. проводил П. Егоров) какое-то время в доме проводились занятия церковно-приходской или, возможно, воскресной школы, хотя Никольская церковно-приходская школа находилась в соседнем, пожертвованном Бонье доме - Гоголевская, 17 (снесён). Из других особенностей фасада можно выделить изящные членящие его на три неравные части пилястры с простым декоративным оформлением. Дворовой фасад (двухэтажного пристроя) тоже был украшен деревянными пилястрами, но они сохранились плохо.
Братья Пискуновы появились в Уфе в начале 70-х годов XIX века. Василий, Григорий, Пётр и Дмитрий Антиповичи происходили из крестьян деревни Груздёво Вязниковского уезда Владимирской губернии. Впоследствии они стали уфимскими мещанами и купцами, занялись торговлей, приобрели недвижимость, породнились с другими купеческими династиями Уфимской губернии.
В одном из домов усадьбы В.В. Пискунова (№ 21, 21/1) в 1919 году жил Д.А. Фурманов, советский писатель, партийный работник, в 1919 году. был военкомом 25-й стрелковой Чапаевской дивизии. В 1930-1975 году в этом же доме жил выдающийся офтальмолог Габдулла Хабирович Кудояров.
Главный дом усадьбы Пискуновых постройки начала XX в., стоящий во дворе. Последний, отличающийся затейливой резьбой, в настоящее время занимает Мусульманское духовное управление (ул. Гоголя, 21).
В одном из домов усадьбы В.В. Пискунова (№ 21, 21/1) в 1919 году жил Д.А. Фурманов, советский писатель, партийный работник, в 1919 году. был военкомом 25-й стрелковой Чапаевской дивизии. В 1930-1975 году в этом же доме жил выдающийся офтальмолог Габдулла Хабирович Кудояров.
На четной стороне улицы внимание привлекает деревянный двухэтажный доходный дом Н. И. Гурылева постройки 1911 г. с антресолями и большой открытой террасой второго этажа на заднем фасаде (д. 22). Усадьба уфимского мещанина Гурылева и его родственников включает одноэтажный и двухэтажный деревянные дома, образцы самобытного деревянного зодчества. Боковые фасады имеют спаренные окна, объединенные общим наличником. Окна западного фасада главного дома украшены резными наличниками, в орнаменте которых использованы плетеночные узоры вятских мотивов, а также треугольными фронтонами и подоконными досками. Здание украшает аттик над входом и на крыше, элемент модерна. Тес, пилястры, наличники окон, аттик над входом имеют «каменный» декор. Подробнее об этом доме я уже писала.
Дома интересны еще и тем, что здесь жил А. К. Носков (1872–1956) – известный ученый, исследователь природы уфимского края, член Русского географического общества. В 1914 г. он был приглашен в Уфу, где стал первым директором открывшегося Коммерческого училища. В начале 1920-х гг. Носков занимался организацией Института народного образования – будущего пединститута, ныне педагогического университета. Им опубликовано более ста научных трудов, включая работы о климате Башкирии и растительности Предуралья.
С домами Гурылева соседствует деревянный двухэтажный доходный дом чиновника Рябинина постройки начала XX в. с изолированным входом на второй этаж, где сохранилась деревянная балюстрада (д. 26). Весь декор здания выполнен «под каменный» – тес под руст, пилястры, двери, фриз, аттик над входом, только рисунок резьбы оконных наличников традиционен. Дом памятен тем, что в нем в 1920–1950-х гг. жил профессор медицины Д. И. Татаринов. В 2019 году он был приведен в порядок волонтерами Том Сойер Феста: его покрасили и восстановили деревянные наличники.
Подписывайтесь на мой канал, узнавайте больше об Уфе и заказывайте познавательные экскурсии по городу с частным гидом Кристиной Абрамичевой!
По мотивам путеводителей П. Егорова, А. Чечухи, С. Синенко
Продолжение следует...