Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня я хочу поговорить о древнеегипетской мифологии и роли собак в ней. На мой взгляд это очень интересная тема, так как наши любимые питомцы отыгрывали немалую роль в мифологии и религии Древнего Египта. И так, начнем.
Если взять роль отношений между человеком и собакой, то все-таки в значительной степени, она проявляется в мифологии, нежели в художественной литературе или в чем-то другом.
Так, по мере развития сознания человека отчетливо наблюдается, как собака занимает все более значимое место в жизни людей. Религиозные представления о собаках начали складываться приблизительно в эпоху мезолита. Теологи говорят, что у человека в этот период начало образовываться обожествление природных сил, поклонение духам, тогда же собака стала для людей другом-защитником от злых духов.
Некоторые найденные археологами захоронения собак, датируются учеными примерно 11000 лет назад
Древние народы хоронили людей вместе с собакой. Считалось, что собака будет проводником умершему в загробном мире и защитником от дурных загробных сил.
По мере применения и расширения функций использования собак (охота, перевозка грузов в горной местности, помощь пастухам и тд.), люди приписывали им и магические способности. Собак приносили в жертву, чтобы испросить у богов выздоровления, либо получилась удачная охота, или для охраны и покровительства жилища от злых духов.
Отдельное место в мифологизации собак занимает Древний Египет. Считается, что в Египте было очень большое количество разнообразных пород собак. Современные ученые утверждают, что пород насчитывалось не менее пятнадцати.
В пустыне Сахара археологами был обнаружен некий тоннель набитый мумиями. Этих мумий, утверждают ученые, было около 8 миллионов и все они были собачьими
Ученые предполагают, что такое количество мумий собак накапливалось столетиями. В это возможно поверить, ведь в Древнем Египте собака была не просто домашним питомцем – ей поклонялись, ее обожествляли. Согласно верованиям египтян, она сопровождала хозяина в загробном царстве.
В египетской мифологии есть бог Анубис, у которого вместо человеческой головы была голова то ли собаки, то ли шакала. Но кинологи утверждают, что у Анубиса именно голова собаки, с острой мордой и острыми ушами. Похожа эта голова по своему строению на голову современной породы - фараоновой собаки, которая в наше время весьма малочисленна ( об этой породе я еще напишу в следующих статьях).
Также в пользу гипотезы о «собачьей» головы Анубиса говорит тот факт, что мумии и захоронения шакалов не встречаются, а собак – в избытке. В захоронении фараона Тутанхамона найдены десятки изображений и фигурок именно собак.
У египтян был священный город Каса, который греки называли Кинополь, что в переводе означает «Город собаки». Убийство собаки в этом городе каралось смертью. Если убийца был выходцем из другого города, это могло привести к войне между городами.
Когда в семье умирала собака, то все домочадцы погружались в траур. Мужчины, согласно обычаю, брили головы, все члены в семье не прикасались некоторое время к еде. Тело собаки бальзамировали и хоронили на специальном «собачьем» кладбище, оплакивая утрату, словно близкого человека.
Что же касается захоронений собак найденных в Сахаре, то археологи, исходя из характера повреждений, высказали мнение, что собак растили при храме посвященного Анубису. Их приносили в жертву божеству, чтобы умилостивить его, затем жрецы мумифицировали собаку и опускали в тоннель.
У древних египтян была почитаема звезда Сириус, которую также называли «собачья» звезда!
Есть предположение, что культ собаки пришел в Древний Египет из древненубийской цивилизации ( территория северного Судана). Там, среди захоронений обнаружилась могила женщины, с которой была похоронена собака.
Древненубийская цивилизация, так называемая культура Керма. Ее возраст более 4000 лет.