Международный день промышленного дизайна отмечается каждое 29 июня с 2007 года. «Швабе» поздравляет всех представителей этой относительно молодой, но важной профессии. О том, какой вклад в ее развитие внесли предприятия Холдинга, читайте в нашем материале.
Английский художник-керамист XVIII века Джозайя Веджвуд был уверен: красота формы и композиции предмета – не случайность, а четко выверенный и целиком модерируемый человеком процесс. Руководствуясь этим принципом, Веджвуд одним из первых совместил дизайн с промышленностью, где основной упор был сделан на материаловедении и изучении рынка.
Одержимый перфекционист, он часто появлялся на своей именной фабрике и лично проверял качество работы. В свое время, из-за поражения натуральной оспой, Джозайе ампутировали ногу, и передвигался он с помощью деревянного протеза, а также трости. Этой самой тростью он без сожаления колотил посуду, не отвечавшую его стандартам.
Справедливости ради, столь же высокие требования он применял и к себе. Хронология его работ по керамике – это последовательный прогресс, достигаемый годами проб и ошибок, отсекания лишнего и адаптации рабочих идей. Можно сказать, эволюция – не без иронии, поскольку внуком Веджвуда был Чарльз Дарвин.
Сам же он вошел в историю как родоначальник промышленного дизайна. Английский писатель и, по совместительству, 41-й министр Великобритании Уильям Гладстон писал о Джозайе: «Он был величайшим из тех, кто посвятил свою жизнь объединению искусства и промышленности».
За двести с лишним лет, минувших с тех пор, и индустрия, и дизайн довольно изменились. Но принципы, заложенные Веджвудом в разгар Великой индустриальной революции, соблюдаются до сих пор.
Максимум содержания – минимум формы
По запросу «промышленный дизайн в СССР» поисковики выдают, как правило, один и тот же набор фотографий и иллюстраций: от концепт-артов умного дома «Сфинкс» и футуристического поезда столичного метро до вполне реального граненого стакана, микроавтобуса «Латвия» и бетонного забора «с ромбиками».
С историей индустрии как таковой еще сложнее. Термин «дизайн» сам по себе почти не употреблялся – разве что в довесок к прилагательным, типа «художественный», «промышленный» и «графический». Соответственно, о дизайнерах того периода известно мало. В обывательском сознании всплывут, максимум, Родченко с Малевичем, и те – скорее просто как художники. Более продвинутые, конечно, назовут и Юрия Соловьева с Владимиром Рунге, и Светлану Мирзоян. Но в целом дизайн-индустрия страны Советов – предмет для увлекающихся и посвященных.
Тем не менее, можно отметить ряд ключевых вех. Среди них: создание подотдела художественной промышленности при Отделе изобразительных искусств Наркомпроса (1918 г.), открытие Высших художественно-технических мастерских (1920 г.), постановление Совета Министров СССР № 349 – «Об улучшении качества продукции машиностроения и товаров культурно-бытового назначения путем внедрения методов художественного конструирования» (1962 г.).
По следам последнего в 1963 году был создан Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ). Год спустя его директор и основатель Юрий Соловьев выпустил первый номер ежемесячника «Техническая эстетика». Читателя встречало его слово редактора: «Специфика художественной подготовки художника-конструктора такова, что он обязан уметь сделать предмет красивым за счет простоты и лаконичности решения. Никому другому это не под силу. Таков один из важнейших аспектов не только рентабельности, но и эстетики».
Первый номер рассказывал об особенностях композиции и художественного конструирования, о специфике проектирования интерьеров для детских садов и яслей, а также про упаковку и, как ни странно, рекламу – которой в привычном, рыночном понимании в Союзе не существовало. Всего же «Техническая эстетика» выходила 28 лет, а тираж в лучшие времена достигал 30 тыс. экземпляров.
В следующие годы открылись художественные отделы на «ИжАвто» (1965 г.) и «АвтоВАЗе» (1967 г.), прошла первая зарубежная выставка ВНИИТЭ (1973 г.). Под девизом «Максимум содержания – минимум формы» унифицировался внешний вид всех советских электроприборов (1975 г.). Под председательством Юрия Соловьева был организован Союз дизайнеров СССР (1987 г.), который распался вместе с, собственно, СССР и переродился в Союз дизайнеров России (1992 г.).
Народный фотоаппарат
Другой вехой стал выпуск в 1965 году фотоаппарата «Зенит-Е» – последователя малоформатного однообъективного «Зенит 3М». Если дома у кого-то хранится личный – или родительский – фотоальбом советских времен, можно сказать точно: большинство снимков в нем сделаны на камеру Красногорского завода им. С. А. Зверева (КМЗ).
«Зенит-Е» держит мировой рекорд как самая продаваемая – и массово производимая – «зеркалка» в мире. Всего КМЗ выпустил 3,3 млн экземпляров, что в итоге не покрыло и половины спроса – дополнительное производство развернули на заводе в Белоруссии, где было выпущено еще 5 млн камер.
Это был успех не только внутри страны. Фотолюбители из Скандинавии, Германии, Англии, Испании, Италии – весь мир охотно приобщался к советской фототехнике. Британский Amateur Photographer в 1967 году писал, что за небольшую стоимость «Зенит-Е» демонстрирует поразительные качества. Королевское фотографическое общество Великобритании также отмечало: камера удивляет даже не ценой, а своими возможностями. В 1979-м журнал What Camera назвал «Зенит-Е» камерой года, предпочтя ее американским, немецким и японским.
Пожалуй, самая интересная ремарка встречается в книге Soviet Product Quality (серия Studies in Soviet History & Society): «Одно из преимуществ советских фотокамер – они, как и советские машины, поступают уже готовыми к работе, и “Зенит” не исключение». Здесь авторы имели в виду, прежде всего, уровень заводской сборки и предварительного тестирования.
Но советский фотоаппарат преодолел не только государственные границы. В музее КМЗ хранится датированное 1974 годом письмо от космических летчиков: «Этот фотоаппарат находился на борту станции “Салют-3”. С ним проведены все запланированные работы. Экипаж благодарит коллектив Красногорского механического завода за отличный фотоаппарат и передает его заводу на хранение».
Еще про «Зениты» сочиняли анекдоты – наглядный индикатор народной популярности. Например, был такой: «На льду шведская тройка. Шайба у Хедберга, щелчок, шайба в зените славы. Слава в отчаянии: это был его любимый фотоаппарат».
«Зенит-Е» стал ярким образцом сочетания технической и художественной мысли. В 2019 году, по итогам открытого голосования, камера вошла в топ-50 легендарных брендов, встав в один ряд с «Союзмультфильмом», ВДНХ, музеем Эрмитаж и другими символами страны и советской эпохи. Сегодня она занимает почетное место среди экспонатов Музея московского дизайна, а рассказ о российском дизайне в принципе невозможен без упоминания создателя фотоаппарата – Владимира Рунге.
Пионеры дизайна
Таланты будущего дизайнера отмечали еще в школе. Напротив дома в Красногорске, где жил Рунге, стоял памятник Сталину. Владимир Федорович и сегодня хорошо его помнит: фигура на бетонном постаменте, с непокрытой головой и правой рукой, заложенной за отворот шинели. Естественным желанием юного художника было сделать эскиз. Когда набросок попался на глаза учителю рисования, та забрала его для городской выставки детского творчества.
Были признания и посерьезнее. На занятиях в химическом кружке Рунге вместе с одноклассником собрал макет завода по производству удобрений – его затем показали на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, будущей ВДНХ.
После окончания школы и Красногорского оптико-механического техникума Владимир пришел на КМЗ, где специализировался на разработке и исследованиях электронных микроскопов и рентгеновских микроанализаторов. Знаковым же стал перевод в конструкторское бюро фотокиноаппаратуры Центрального конструкторского бюро (ЦКБ) завода в 1965 году.
Далее сошлись звезды: при ЦКБ создается художественно-конструкторский сектор, а Рунге – учится на вечернем отделении Строгановского училища и одним из первых в Союзе получает должность «художник-конструктор». При выборе руководителя новоиспеченной службы дизайна выбор падает на него.
Первыми в отдел пришли Сергей Шевяков и Владислав Шаблевич – автор дизайнерского решения большинства фотоаппаратов КМЗ с 1965 по 1995 годы. Затем подтянулись выпускники Строгановского училища. Молодых дизайнеров – творческих, по сути, людей пришлось с нуля обучать техническим особенностям фото- и кинотехники, но в итоге дизайнерское подразделение Рунге стало одним из самых известных в СССР.
Творческий Союз
Масштаб влияния Рунге не уменьшится, даже если исключить из рассказа очевидное – то есть «Зенит-Е» и его продолжения. С его подачи КМЗ начал сотрудничать со Строгановкой – инженеры завода посещали вуз с лекциями, а студенты готовили проекты в университетских мастерских. Это был первый подобный опыт в Союзе, и он быстро стал приносить результаты: так появились фотоаппарат «Зоркий-10», получивший золото Лейпцигской ярмарки, и знаменитое «Фоторужье» – для съемки удаленных объектов, в том числе на оживленных улицах и спортивных соревнованиях.
В конце 1960-х Рунге с коллегами разработали фирменный стиль КМЗ на основе элементов логотипа фотоаппаратов «Зенит» – его можно видеть и на современной фототехнике завода. Вместе с художником Анатолием Сивоплясовым в 1976 году он участвовал в разработке техники для Мавзолея Ленина – комплект использовал стереофотограмметрическую съемку и бесконтактно замерял параметры тела бывшего вождя. Разработанные в начале 80-х камеры «Кварц» были признаны лучшими в своем классе, отмечены медалями ВДНХ и дипломами зарубежных выставок.
В разное время Владимир Рунге занимал – и занимает – должности председателя Центральной приемной комиссии Союза дизайнеров СССР, вице-президента «Союза дизайнеров», сопредседателя отделения дизайна и архитектура Российской академии естественных наук, главного научного сотрудника Всероссийского научно-исследовательского института технической эстетики.
Феликс Березнер, президент международной ассоциации Союза дизайнеров, сказал о нем: «Это человек, нашедший для себя правильное применение. Умный, элегантный, по-своему изящный, но в то же время ироничный, дерзкий, упрямый. Фамилия Рунге быстро стала известной и уважаемой в среде, создававшей новый творческий Союз».
Сегодня дело Владимира Рунге продолжается не только на уровне идей. В сентябре 2018 года на крупнейшей фотовыставке в Германии Photokina показали Zenit M. Новый представитель легендарного семейства появился в результате коллаборации КМЗ и немецкой Leica. Дизайн вобрал в себе элементы оформления классических моделей «Зенит» и «Зоркий», а за создание образа отвечала студия SmirnovDesign – отец ее основателя Сергея Смирнова, Альберт Смирнов, в свое время трудился в бюро вместе с Рунге.
Дизайн для людей
Первые дизайнеры на Уральском оптико-механическом заводе (УОМЗ) появились в начале 1980-х. Тогда на предприятии активно развивалось направление геодезической техники, а затем и товары народного потребления. Основным поставщиком кадров был и остается Уральский филиал ВНИИТЭ – один из сильнейших в стране.
Сегодня Центр промышленного дизайна УОМЗ – это небольшой, но важный для предприятия коллектив, объединивший в себе сразу несколько направлений. Основная деятельность включает в себя комплексную работу над продукцией, разработку новых и модернизацию старых образцов изделий, графическое сопровождение и разработку упаковки. Особо стоит отметить собственную макетную лабораторию, где создаются макетные образцы и прототипы будущих изделий.
Сотрудники центра – профессионалы с большим опытом, некоторые являются членами творческих союзов и лауреатами престижных международных конкурсов. При этом в центре начинают свой профессиональный путь и молодые сотрудники, ежегодно проходят стажировки студентов профильных вузов.
Уровень вовлечения в производственный процесс зависит от проекта. Специалисты дизайн-бюро не только работают над внешним обликом изделий, но и разрабатывают конструкцию, закладывают принципы функциональной архитектуры, пользовательского опыта, а также создают новые идеи для развития новых товаров. Глобальная задача – «человекоориентированность», то есть не просто сделать красиво, но и учесть ожидания потребителя и отразить их в конечном продукте.
Среди ключевых проектов, реализованных Центром промышленного дизайна УОМЗ, отметим несколько. Это интерактивная палата «Интегро», многофункциональный наркозно-дыхательный аппарат, аппарат ИВЛ, а также модульный светофор нового поколения Visual Intelligent Control (VIC) и высокотехнологичная информационная стела – последняя является не столько проектом «в себе», сколько частью глобальной программы по усовершенствованию городской информационной инфраструктуры, в том числе эстетическому.
Основная идея инфостелы – создание нового инфраструктурного решения. На стадии проектирования специалисты определили круг типовых проблем, характерных для перемещения внутри больших городов: сложности с навигацией, безопасностью и доступом к городским сервисам. Так стелу оснастили цифровой картой, экстренной кнопкой связи с полицией, точкой доступа к Wi-Fi и другим технологичным функционалом. Другой особенностью стала вариативность оформления – за счет листовых композитных материалов внешний вид конструкции легко меняется с учетом городской айдентики.
Сегодня уральский завод в составе «Швабе» довольно тесно связан с дизайн-индустрией. В 2019 году здесь прошла 5-я Уральская индустриальная биеннале. В ней приняли участие 300 художников из 14 стран мира, а само событие было признано лучшим по версии VIII Ежегодной премии The Art Newspaper Russia.