Найти тему
BOX Design & Print

Почему цвет при печати отличается от цвета в макете?

Наверняка, каждый хоть раз сталкивался с неожиданным результатом при печати. А на вопрос «Почему так получилось?» выслушивал от технологов и печатников объяснения разной степени подробности о том, что «это всегда так, CMYK и RGB, все экраны и принтеры разные...» и т. д. Понятно? Не очень. Что с этим делать? Никто не знает.

В своей практике мы были по обе стороны печатной машины, слышали и произносили те же самые слова о разнице цветовых режимов, а иногда сталкивались и вовсе с неправильной информацией. Мы решили положить этому конец, и изложить наши знания в цикл лонгридов о цвете и цветопередаче. Обещаем, что мы не отделаемся общими предложениями из википедии об аддитивной и субтрактивной системах.

Итак, основное отличие между изображением на мониторе и на бумаге в способе его получения. То, что мы видим на мониторе, экране телефона или дисплее тетриса — это свет, проходящий через фильтры или излучаемый пушками трех основных цветов: красного, голубого и зеленого (RGB). Самый распространенное цветовое пространство в режиме RGB — это sRGB, созданное HP и Microsoft в 1996 году, как универсальное для мониторов и экранов телевизоров, с широким цветовым охватом. Как следствие, изображение в RGB выглядит более насыщенным и ярким, по сравнению с изображением в CMYK. К тому же наши глаза тоже воспринимают цвета через три канала, поэтому нам так просто и цветно с RGB.

Все, что мы видим на бумаге и вокруг нас — это свет, отраженный от поверхности предмета. Часть света поглощается, поэтому изображение на бумаге всегда получается менее ярким, чем на экране с подсветкой.

В CMYK цветовой охват значительно ниже, поэтому многие цвета, переведенные из RGB тускнеют, бледнеют или темнеют.

В общем, RGB и CMYK — разные, как материя и антиматерия, этот факт нужно просто принять, понять и полюбить. Это как растр и вектор, масло и акварель, кетчуп и майонез.

Как же тогда графические редакторы выводят цвета в CMYK, если мы имеем дело с экраном? Все просто, это иллюзия. Точнее — эмуляция CMYK, набора параметров для цветообразования печатающей машины, будь то офсетный станок, лазерный принтер или 6-цветный струйник.

Окей, если цвет — это на самом деле не цвет, а всего-лишь набор цифр, то почему все машины печатают его по-разному?

Самое распространенное, простое и аргументированное объяснение — просто потому. Даже в идеальном мире будущего, когда все-превсе печатные машины будут настроены в унисон в едином цветовом профиле, цвета будут получаться разными. И, увы, такое будущее невозможно, ведь «машины печатают по-разному» не по привычке или из соображений лени печатников, а из-за огромного множества технологических аспектов.

К примеру, вот офсетный станок, который печатает в основном на мелованой бумаге, а вот — широкоформатный плоттер для печати на баннерной ткани, эти двое физически не могут работать в одном профиле. Мы уже не говорим о таких волшебных технологиях, как шелкография, в которых краска часто замешивается вручную, по бабушкиному рецепту, в нужных пропорциях, и может сильно отличаться во время печати и после высыхания.

В общем, приведение всех печатных технологий к одному знаменателю — это утопия.

Хорошо, с этим разобрались. Получается, что если печатать макет на одном и том же оборудовании из раза в раз, все будет отлично? Никаких сюрпризов и танцев с бубнами?

Тоже нет. Даже если вы перед каждым тиражом будете делать цветопробу, а тираж запускать на следующий день, цвет может (и будет) отличаться. Дело тут не в параметрах рук печатника или исправности машины — ах, если бы все было так просто, — а в мельчайших изменениях климата, влажности бумаги, освещения и прочих божественных вмешательств. Именно поэтому в стандарте (ГОСТ Р 54766) определена допустимая погрешность цветопередачи. Она определяется не на субъективный глаз заказчика или исполнителя, а специальным прибором, колориметром или спектрофотометром.

Эталонные измерения безусловно хороши, но из-за магии метамерии два максимально близких цвета при естественном освещении могут казаться значительно отличающимися при других условиях. Именно поэтому мы рекомендуем не пропускать этап печати и согласования цветопробы — нет ничего лучше, чем пронаблюдать за полиграфией в естественной среде ее обитания.

Есть еще распространенный миф о современных чудо-принтерах, которые печатают в RGB. Мы думаем, что ноги у этой легенды растут опять же из нежелания объяснить поподробнее или выслушать повнимательнее. В RGB ничего не печатает. Точка. Будущее пока не наступило, и у нас нет действительно волшебных принтеров со светодиодами вместо краски. НО принтеры могут сделать вид, что они печатают с RGB. Дело в том, что риповщик (штука в организме печатной машины, которая отвечает за обработку файла) автоматически переводит изображения в CMYK, и результат показывает уже на бумаге. Поэтому намного чаще файл правится во время препресса печатником, менеджером или дизайнером.

В следующей статье мы подробно расскажем, что делать, чтобы получить нужный цвет.

Мы будем благодарны за обратную связь и сопутствующие вопросы.