Если не брать Великого и Ужасного Стивена Кинга, одним из самых экранизируемых литературных мастеров «хоррора» можно считать Говарда Лавкрафта. Ведь не просто так по его произведениям снят не один десяток фильмов. «Книга мертвых» — яркий кинематографический пример творчества писателя.
Идея такая пришла специалисту по всевозможным кинокошмарам Брайану Юзне. Маэстро «тошнотворного жутика» спродюсировал и снял две из четырех историй, составляющих киноленту. Две другие новеллы остались на плечах француза Кристофа Гэнса (будущий создатель «Братства волка» и «Сайлент-Хилла») и японца Шусуке Канеко, известный любителям «восточных триллеров» по картине «Тетрадь смерти». На выходе получился чудовищный, визуально-шокирующий настоящий фильм ужасов не для впечатлительных людей, но в то же самое время не лишенный элементов загадочной мистики и романтики.
История первая — «Библиотека» (режиссер — Брайан Юзна).
История объединяет не связанные между собой последующие новеллы, в которой сам Говард Лавкрафт отправляется в библиотеку таинственного Монашеского Ордена для поиска различной информации к своим "страшным" рассказам. Однако главная цель писателя — это найти легендарный Некрономикон — Книгу мёртвых, сборник дьявольских обрядов, заклинаний, с помощью которых можно творить различные чудеса.
Добравшись до страниц таинственной книги, Лавкрафт читает 3 истории, которые и будут являтся следующими эпизодами, а в это время хранители Книги Мертвых собираются жестоко покарать «простого смертного» писателя за его дерзость…
Кошмарно-изящная новелла, начинающая и заканчивающая фильм, трактующая творчество Лавкрафта с мистической стороны и «объясняющая» — откуда писатель черпал вдохновение в описании монстров.
История вторая — «Утопленница» (режиссер — Кристоф Гэнс).
Потомственный дворянин Эдвард Де Лапоэр вернулся в свое родовое поместье, чтобы обрести душевное равновесие после гибели невесты. Но старый замок хранит в своих стенах ужасную тайну, частью которой неожиданно становится и сам Эдвард…
Романтично-жуткий рассказ, немного напоминающий мотивами сюжета «Дракулу» Копполы и «Кладбище домашних животных» Мэри Ламберт. Красивая операторская работа под помпезную музыку соединяется с демонстрацией тошнотворно-чудовищных тварей, визуализированными плодами воображения Говарда Лавкрафта.
История третья — «Холод» (режиссер — Шусуке Канеко).
Провинциалка-музыкантша Эмили переезжает в большой город в поисках лучшей жизни. Она поселяется в странном доме, в одной из квартир которого живет доктор Мэдден, проводящий странные эксперименты при низких температурах. Сначала Эмили не собирается общаться со странным постояльцем, но судьба неожиданно сводит их…
Также по-своему романтичная, но по сути чудовищно-душераздирающая история о неестественной катастрофической любви. Финал шокирует не столько визуально, сколько психологически.
История четвертая — «Шепот» (режиссер — Брайан Юзна).
Двое полицейских-напарников, мужчина и женщина участвуют в автомобильной погоне за подозреваемым, предположительно Мясником — маньяком, держащем в страхе весь город. После аварии, бросив машину, преступник скрывается в жутком доме, утаскивая с собой раненого копа. Второй полицейский, молодая женщина, устремляется за ним. Она еще не представляет, в каком Царстве Ужаса ей предстоит очутиться!
Эту новеллу даже не хочу никак осмысленно характеризовать. Скажу только, что здесь Брайан Юзна по части мяса, кровищи и тошнотворных спецэффектов оторвался на полную катушку. Данная часть фильма смотрится просто как жесточайший, практически бессмысленный, урбанистически-сюрреалистический кошмар, призванный «вынести мозг» зрителя и надолго отбить у него аппетит. Вот это уже чисто отсебятина Юзны (без всякого творчества Лавкрафта), которую иначе как словом «гадость» и назвать трудно. Но это отнюдь не негативная критика с моей стороны, так как и «Шепот» снят мастерски, смачно и жутко, просто по визуальный форме это неприкрытый кровоточащий фарш, который смогут переварить далеко не все.
В целом экстремальный, страшный и эффектный фильм.