О времена! О нравы! Как радикально все изменилось в высшем образовании за последние лет этак тридцать. Ветераны наши еще помнят, что они входили в аудитории, а там их приветствовали почтительные взгляды на лицах, мгновенное суровое затихание и вставание с мест, коему позавидовали бы и в армии. Я не застала те времена! Но рассказы, рассказы! Чего только стоят эти рассказы! Оказавшись в аудитории, преподаватель мог монотонно и сухо бубнить себе под нос полтора часа. И случайно пролетающая муха не посмела бы прервать его упоительное бубнение. Она бы сложила крылышки и упала на пол, замерев до конца пары.
И даже самые отчаянные весельчаки из числа наших ветеранов, любящие травить байки и придумывать для студентов задания в форме сказок, были когда-то куда сдержаннее. Впрочем, они и сейчас не очень-то поддаются на провокации (о чем я рассказывала однажды в статье "21-летние дедки"), полагая, что писать на Дзене - занятие для скоморохов, а они-то люди, занимающиеся серьезным делом.
Но если присмотреться повнимательнее, не увидим ли мы, что между высшим образованием, каким мы теперь его знаем, и тем же Дзеном нет существенных отличий? Ведь ныне принято студентов развлекать. Можно, конечно, немного и обучать по ходу дела. Но это уж как получится! Не каждому преподавателю дано обучать, развлекая. А вот просто развлекать должен уметь любой преподаватель. Иначе в аудитории он останется в гордом одиночестве. А иногда, знаете ли, проверки бывают (бывали). И если у тебя мало людей в аудитории, это не обучающиеся виноваты, это ты виноват. Если вдруг у тебя пересдачи, ты тоже виноват - не сумел вызвать правильные, нужные эмоции в юных, но бренных телах.
А уж когда преподавателей начали заставлять разрабатывать электронные образовательные ресурсы (ЭОР), я и вовсе подумала: "Так это тот же самый Дзен, только вид сбоку". Особенно если вспомнить, что на Дзене есть каналы узкоспециализированные. И вот эти-то каналы, доложу я вам, сильно напоминают электронные образовательные ресурсы. Если точнее, наоборот: ЭОР подозрительно смахивают на специализированные каналы Дзена. А с появлением на Дзене таких форматов, как видео, галереи и истории, сходство приняло чудовищный размах.
Многие преподаватели начали упираться руками и ногами. А особенно головой: "Не хочу, не буду никакие эти ваши электронные образовательные ресурсы создавать. Хоть увольте. Вы меня кривляться заставляете, а я к такому не привык. Презентации с малым количеством текста готовить упрощенческие. Записывать видеоролики шутовские непотребные. Куда мир катится? В аудитории я еще, так и быть, покривляться могу. Покривлялся и ушел. А тут электронные следы навечно останутся. Позор на всю жизнь и даже после жизни".
Административное пугание и перманентное обещание немаленьких денег (стоит ли говорить, что никто почти этому не верил) перемежалось доброжелательным увещеванием: "Новое поколение иначе обучаться не в состоянии. Читать они не могут. Слушать - тоже. Иногда (но очень редко и где-нибудь в метро) они с трудом способны что-нибудь посмотреть. Вот и пользуйтесь последней возможностью хоть чему-то их научить".
Но преподаватели не сдавались: "Какие еще ролики! Какие презентации". Пока неизвестно, чем закончится великое противостояние. Как неизвестно и то, плодотворна и эффективна ли будет избранная стратегия обучения в вузе.
Дорогие читатели, буду рада узнать ваше мнение по этому вопросу.
Другие истории читайте в моем "Дневнике туповатой кандидатки". Не забывайте подписываться и ставить лайки.