Найти тему
Блог пастора

Братская любовь и разномыслия (мнимые или реальные)

https://krynica.info
https://krynica.info

Как вы думаете, какой был самый обсуждаемый вопрос 30 лет назад в церковной среде между парнями-старшеклассниками?

Вопрос присяги! Принимать ее или не принимать. Причем мнения разделились почти наполовину: одна часть категорически против присяги, другая была полностью «за». Среди аргументов с каждой стороны можно было услышать и библейские цитаты, и отсылки к истории церкви, и логические доводы и выкладки, и многое другое.

Но само это обсуждение обнажило три серьезные проблемы.

1. Если ты занимал определенную сторону в этом вопросе, то ты автоматически становился врагом для другой стороны. Да, именно врагом. Тебя обвиняли во всех мыслимых и немыслимых грехах. Тебя сторонились и превозносили, ненавидели и обнимали. Но только разные люди.

2. Большинство юношей не стремилось разобраться в сущности самой темы присяги. Они хотели узнать твое мнение, чтобы:

  • потом сказать, что и он за нас;
  • укрепиться в своей позиции;
  • усилить свою группу сторонников в противостоянии с оппонентами;
  • начать атаковать и унижать тебя за противоположное мнение.

И когда какой-то брат интересовался моим мнением, то на предложение разъяснить ему мою позицию (на объяснение которой понадобилось бы примерно около часа), он обычно сразу же ретировался. Просто потому, что был заинтересован в чем-то ином, чем в понимании сути обсуждаемой проблемы.

3. И это происходило в среде евангельских-христиан баптистов. Тех, которые по определению должны были быть за свободу совести для всех. Ведь это один из основополагающих принципов баптизма.

Да, есть вопросы, на которые невозможно, и даже порой неправильно, дать ответ «да» или «нет», они могут находиться либо в серой зоне, либо в области совести человека, либо просто неуместны по ряду объективных или субъективных причин. Требование в таких случаях четкого ответа, подразумевая под этим «да/нет», по меньшей мере наивность.

Платон и Аристотель (Рафаэль Санти) Фрагмент фрески «Афинская школа»
Платон и Аристотель (Рафаэль Санти) Фрагмент фрески «Афинская школа»

Категоричность, поспешность и незрелость свойственна молодым. Прошли годы. Но современный процесс обсуждения спорных или проблемных тем показывает, что культура общения и диалога так и не возникала среди религиозных людей, как бы они себя ни позиционировали: сугубо церковными, аполитичными, теологически грамотными или общественно-открытыми. Беседа обычно начинается с высмеивания чей-либо позиции, которая нередко представляется в карикатурном виде. Затем все скатывается к нападению и унижению личности оппонента, с добавлением отвлеченных иллюстраций и приписываемых стереотипных взглядов. И, наконец, все сводится к обструкции и демонизации. Диалога не получилось, он просто даже толком не начался.

Писание говорит:

4 Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; 5 Но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих.
Книга Притчей 26:4–5.

Иногда действительно трудно разговаривать с неразумным человеком. В этом тексте «глупый» не в смысле «недалекий или интеллектуально неразвитый», а тот, кто упорствует в своем пренебрежении мудростью.

Обычно в беседах с такими людьми Вас будут пытаться вовлечь в чуждую и ложную парадигму мышления или восприятия. Причем такие противопоставления заведомо помещают вас в язвимую и ущербную позицию, вне зависимости от вашего ответа. Так пытались поступить с Иисусом Христом не раз. Например, все мы хорошо помним лукавый вопрос о подати кесарю! Наш Господь отказался следовать парадигме человеческого мышления и показал, что Бог стоит над всем.

Однажды Иисус Навин встретился с Ангелом Господним перед важным сражением по завоеванию земли Обетованной.

13 Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? 14 Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? 15 Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал.
Иисус Навин 5:13–15

Вопрос Иисуса Навина был понятный, он никому не давал приказания оставлять стана, но он был неверный. Бог всегда на Своей стороне, и нам следует быть на Его. Если мы пойдем своим путем, то этот же самый меч, который сегодня будет карать аморреев за их грехи, завтра обрушится на нас, что и случилось в будущем с Израилем.

Нам нельзя втиснуть Бога в свои парадигмы и представления, национализировать Его или поместить в коробочку.

Нам нельзя читать, воспринимать и слушать все через свою призму, предвзятость, предубеждение. Иначе мы услышим и увидим то, чего там и вовсе нет и никак не предполагалось. В словах Христа можно заметить ясную параллель с этим:

22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; 23 Если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно.
Матфея 6:22–23
-3

Вспоминаю, как во время чтения Библии на Арбате уже почти 10 лет назад, к нам подошёл православный активист Дмитрий Цорионов (Энтео), известный по своим эпатажным и провокационным акциями. Я помолимся о Божьей защите. Мы начали беседовать, что позволило оградить нашу акцию чтения Писания от его посягательств. Но мне пришлось увидеть перед собой почти зомбированного человека, который был не способен вести какой-либо диалог. Он спустил всех собак на нас, обвинив во всех грехах, даже не попытавшись разобраться и вникнуть. И на все мои аргументы и доводы, он продолжал твердить один и тот же набор утверждений. Диалога не случилось. Но он, в сущности, даже и не предполагался. По его восприятию, Бог был на его стороне, а все, кто против него или не согласны с ним, автоматически становятся врагами православия и богопротивниками. Прошли годы, и стало известно, что этот активист сегодня дружит с той, против которой когда-то так яростно выступал. Здесь очень занимательное интервью с ним.

Меня всегда пугало огульное согласие или противостояние. Оно не идет от мудрости, убеждений и серьезного размышления. Оно чревато быстрым «переобуванием» или радикальной переменой. Прекрасно, когда оно происходит с раскаянием и исправлением, примирением и исцелением. Даже и то хорошо, когда человек просто становится настоящим. Но сколько за это время можно понасоздавать себе и другим врагов и недоброжелателей, принести боли и страданий ближним, сколько вреда и разрушения причинить. Надо искать братьев, а не отталкивать их, как минимум.

Когда мы общались с моим младшим братом, который был намного более интеллектуальным человеком, чем я, на различные философские темы, то мы не спешили выносить поспешные суждения о позициях и взглядах друг друга, мы сначала определялись с терминами (обычно на это уходило не менее получаса), потом мы выслушивали позиции друг друга, затем мы уточняли правильно ли мы поняли друг друга и только потом давали свою рефлексию и оценку. И знаете, мы всегда оставались любящими братьями, хотя могли спорить и дискутировать ночи напролет, не соглашаясь в тех или иных вопросах.

Как же мне прискорбно смотреть, когда братья во Христе (слышите? братья по живой вере во Христа!), которые призваны любить даже врагов, проклинают, демонизируют, отворачиваются, унижают друг друга, своего брата, за которого умер Христос. Мое сердце разрывается от боли и скорби, видя такое.

Меня не страшит так сильно появление диктатуры в государстве, в котором я живу, не пугают гонения на религиозной почве, разгул криминала, экономический спад или процветание коррупции. Меня ужасает, когда брат может назвать другого брата во Христе своим врагом и отказаться любить его. Да, я не хочу ни диктатуры, ни коррупции, ни обмана, но это не важно — простите за мою прямоту — и неисцелимо, пока братья не научатся и не начнут любить друг друга.

34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. 35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.
Иоан.13:34–35

Меня не должны узнать как христианина на основании моих симпатий или антипатий в отношении того или иного политического/религиозного деятеля, но на основании моей любви к моим братьям во Христе!

-4

Если же это для меня пустой звук, или моя любовь определяется чем-то иным, кроме Христа, тогда и мое ущербное христианство никому не поможет, ничего не совершит в моем окружении. Все мои лозунги и призывы останутся мертвы и бесплодны, если я не люблю моего брата во Христе. Если я не могу исполнить вторую заповедь (любить ближнего как самого себя), то, вероятно, у меня что-то не то и с первой (любить Бога). На это указывает ап. Иоанн в своем первом послании:

20 Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? 21 И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего.
1 Иоанна 4:20–21

Нам не нужно приписывать другим то, чего мы не знаем наверняка. В конце концом, мы не Дух Святой, Который точно знает, что в человеке. Не судить прежде времени, как и учит нас Апостол Павел:

Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
1 Коринфянам 4:5
-5

Христос отдал Себя ради нас. Причем Он знал, что мы были гордецами, самохвалами, самоправедными бунтарями и повстанцами против Бога. Он знал, что у нас в сердце, точно понимал наше состояние, видел всю нашу жизнь снаружи и внутри. И несмотря на эту неприглядную и ужасную картину, Он отдает Свою жизнь ради нас, грешников. Тот, кто познал Божию любовь будет поступать подобно Христу в отношении своих ближних, тем более братьев по вере, как и пишет ап.Иоанн:

Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев.
1 Иоан.3:16