Сергей Ковров, руководитель департамента консалтинга и аналитики «НДВ-Супермаркет Недвижимости» размышляет о тенденциях в инфраструктурном обеспечении жилых комплексов.
Согласно правилам землепользования и застройки города, девелопер обязан обеспечить новый дом парковочными местами и выполнить озеленение территории. Строительство детских садов и школ предусмотрено в проектах комплексного освоения территорий, все остальное – на усмотрение девелопера. Так, покупатели зачастую получают только свой дом и парковку вместо двора.
Сегодня к минимальной и обязательной инфраструктуре ЖК для добросовестного застройщика в масс-маркете относятся, во-первых, заполненные коммерческие помещения на первых этажах: магазины, аптеки, салоны красоты. Во-вторых, закрытый двор. Если пять лет назад это было прерогативой проектов бизнес-класса и выше, то теперь это атрибут подавляющего большинства проектов. В-третьих, это зоны отдыха во дворе для детей и взрослых – продуманное зонирование внутреннего двора: для малышей, для подростков, место для отдыха взрослых, спортивная инфраструктура.
Самая главная инфраструктура в жилом комплексе для семей с детьми остаётся той же ‒ детские сады, школы, поликлиники. Однако одной из тенденций в мировой архитектуре и проектировании является мультиформатность и целостность проектов, при которых в комплексе гармонично сочетаются абсолютно разные функции – жилая, деловая и социальная. Мультиформатность более характерна для проектов бизнес и премиум-классов, так как при строительстве новостроек комфорт-класса девелоперы чаще всего придерживаются нормативов по социальной инфраструктуре.
Помимо законодательно предусмотренной социальной инфраструктуры (школы, детские сады, поликлиники и пр.), среди самых распространенных объектов инфраструктуры в ЖК встречается облагороженная территория, дворы без машин, объекты торговли и сферы услуг (кафе, магазины, салоны красоты), медицинской и спортивной направленности на первых этажах зданий, а также учреждения дошкольного развития и детские сады.
Значительным преимуществом для жилого комплекса в мегаполисе остается наличие рекреационных зон, расположение проекта на благоустроенной набережной или создание в его составе собственного парка, а также беговые и велосипедные дорожки, площадки для воркаута, размещение спортивных тренажеров, роллердромов, экстрим-парков. Реже – крытые катки и бассейны.
Так, уклон идет в сторону спортивной инфраструктуры. Фитнес-центр и спортивные площадки – это минимум, который стараются предложить все застройщики независимо от размеров комплекса.
Требованием Генерального плана развития города является также передача первых этажей жилых домов под организацию объектов инфраструктуры – магазинов, филиалов банков, салонов красоты, йога-студий, предприятий сервисного обслуживания — химчисток, прачечных и пр. По свидетельству девелоперов, список этих объектов со временем претерпевает изменения.
В последнее время наиболее востребованными становятся студии развития для детей – музыкальные, художественные и прочие специализированные детские школы дополнительного образования (языковые, художественные). Есть компании, которые организовывают на первых этажах общественные центры. Их посещают жильцы домов, а организаторами досуга становятся их же соседи.
Среди основных наборов инфраструктуры в ЖК значится благоустройство и озеленение. Например, на территории жилого комплекса «Символ» появился городской парк «Зеленая река». Ландшафтный парк порядка двух гектаров предусмотрен и в ЖК «Румянцево-Парк», а в Nagatino i-Land под озеленение отводится около четверти участка площадью почти 15 га.
В ЖК «Серебряный фонтан» центром общественного пространства станет ансамбль Алексеевской водоподъемной станции XIX века с липовой аллеей и старинным фонтаном.
Также имеет место быть совмещение деловой инфраструктуры в жилых проектах ‒ офисных помещений, пространства для коворкинга и деловых встреч. В этом ключе получила распространение концепция клубного дома, предусматривающая необходимый набор инфраструктуры – торговой, развлекательной и образовательной.
Однако присутствует зависимость от формата жилого комплекса. Либо он ориентирован на семейное проживание с сопутствующим набором инфраструктуры, или же это молодежный проект вблизи от деловых или развлекательных точек с развитыми бытовыми сервисами на территории и минимумом детских пространств и мест для спокойных прогулок.
Также стоит отметить, что в плане инфраструктуры дистанция между классами «бизнес» и «комфорт» практически стерты. В новые проекты обоих сегментов все чаще заходят традиционно дорогие бренды, такие как Азбука вкуса. Причина – повышение качества планирования районов, а также стремление расширить продажи за счет тех, кто не готов покупать там базовый набор продуктов, но готов переплатить за качество, например, кулинарии, авторских кондитерских изделий, алкоголя и деликатесов. Обитатели проектов бизнес-класса – идеальная аудитория для этих групп товаров. По тем же принципам в проектах бизнес-класса открывается все больше винотек, чайных и магазинов для гурманов, а также клиник, фитнес-пойнтов, дизайнерских мастерских и т.п.
В дорогих жилых комплексах часто можно встретить редкие и даже уникальные объекты инфраструктуры. Традиционные торгово-развлекательные клубы могут соседствовать с настоящими культурными объектами – музеями, галереями искусства, концертными залами. Для благоустройства мест отдыха приглашаются ландшафтные дизайнеры с мировым именем, особое внимание уделяется обустройству набережных.
Близость воды как явное преимущество проекта обязательно обыгрывается с помощью пешеходных набережных, арт-объектов и даже наличия собственного пляжа, причала или яхт-клуба. Для автолюбителей застройщики могут предложить места для каршеринга, зоны с зарядками для электромобилей, а также системы по автоматическому сканированию номера машины при въезде на территорию.
Среди новых интересных проектов с необычной инфраструктурой можно отметить City Bay от MR Group, hоmecity – проект международного девелопера в формате live&work со своей набережной, «Настоящее» – ЖК с собственным парком и N1 Poklonka – первый жилой комплекс с океанариумом.
Вообще создание пляжной инфраструктуры в ЖК или прогулочной зоны у воды, что характерно больше для новостроек Подмосковья, также становится новым трендом. Предложения квартир у воды рядом с зонами отдыха находятся в Красногорске, Химках, Мытищах и на рынке новостроек Долгопрудного. Среди самых интересных проектов вдоль Москвы-реки можно отметить NOW. Квартал на Набережной, ЖК Ривер Парк, Зиларт, Level Стрешнево и Nagatino i-Land.
Мы будем Вам очень признательны, за подписку на наш канал «Девелопмент недвижимости» или рекомендацию друзьям и знакомым его в социальных сетях. Для получения наиболее полной информации по интересующей Вас теме вы можете посетить наш сайт Depat.info.