Знаменитый регулировщик с буденовскими усами.
О нем ходили легенды, его уважали и ценили, на его работу по регулированию движения приходили смотреть, как на экскурсию.
ЧЕЛОВЕК НА ПЕРЕКРЕСТКЕ
Ташкент пропах пылью, бензином, взрыхленной землей, цементом, асфальтом...
Улицы забиты транспортом, на «кразах», «мазах», «четвертаках», «зилах», на юрких «газиках» — московские, киевские, тбилисские, кишиневские, ленинградские номера...
С 26 апреля 1966 г. количество машин в городе выросло на несколько тысяч.
И на проезжих магистралях с утра до позднего вечера часы пик.
А строительная техника и автомашины все прибывают и прибывают в столицу Узбекистана. Срочные грузы, цемент, гравий, сборно-бетонные панели, лес непрерывным потоком текут через Ташкент к громадной строительной площадке на окраине города.таршина Садык Касымов на Проспекте Навои. 1967 г. Автор фото: Д. Чернов.
Мы ходим по городу, ищем героя репортажа. И, как это часто бывает в жизни, находим неожиданно на самом оживленном перекрестке.
Не знаем, сколько градусов показывал тогда термометр, но только вода, разбрызганная поливочной машиной, высохла на асфальте в течение двух минут. Где-то совсем рядом с перекрестком рухнули стены аварийного здания, подсеченные ножом бульдозера, пыль затейливыми клубами повисла над головой нашего героя, замер и снова стремительно рванулся мимо нас поток машин.
Человек работал. Он дирижировал улицей, многоголосым трудовым ритмом. Работали его руки, лицо, глаза и даже черные шикарные гусарские усы.
Трудно найти в Ташкенте жителя, который не знал бы человека на перекрестие — Садыка Касымова!
Он эмблема Ташкента,— шутят одни.
Садык-ака —виртуоз-дирижер! Артуро Тосканини! — серьезно говорят другие.
Сколько себя помним, столько знаем этого старшину, — сообщают третьи.
Тридцать шесть лет работает на перекрестие старшина милиции Садык Касымов. Тридцать шесть лет повинуются его жезлу потоки машин от первых трескучих полуторок до последних современных марок. И за всю долгую и сложную службу не было у Садык-ака на перекрестке ни аварий, ни серьезных нарушений.
Нет, впрочем, одно было. Дождливой зимней ночью на него, как это принято писать в протоколах, был совершен наезд. Водитель такси не смог удержать «Волгу» на мокрой мостовой, и старшину Касымова отправили в больницу.
О несчастье всего через несколько часов уже знали почти во всех автобазах Ташкента. Десятки незнакомых людей— в основном это были шоферы—отправились проведать пострадавшего. Нянечки и сестры сбились с ног. То и дело звонки в приемный покой. Перед больницей, как перед вокзалом, — грузовики, легковые машины. Шоферы требуют пропустить их к больному старшине милиции.
Садык-ака выздоровел, но еще долго, проезжая мимо, водители неизменно интересовались его здоровьем.
С памятного утра 26 апреля постовые на улицах работали по 16-18 часов. В штабе дивизиона составлялись новые схемы движения городского транспорта, менялись маршруты, дежурные инспектора снимали с рейсов машины, направляя их на помощь пострадавшим. И в первом же сообщении ТАСС, как, впрочем, и в последующих. об их работе будет сказано просто и лаконично: «Городской транспорт работает нормально».
Городской транспорт работал нормально... только свыше двух тысяч машин вывозили из центра города обломки разрушенных и снесенных домов, еще несколько десятков тысяч спешили к строительным площадкам, карьерам, бетонным заводам, к грузовым станциям, шли по точному графику троллейбусы, автобусы, трамваи, ходко пробегали такси.
Каждое утро на самом оживленном перекрестке города занимает свой пост старшина Садык Касымов.
В тот день, когда мы познакомились с ним. Садык- ака стал в двадцать первый раз дедушкой.
Сегодня родился внук. Бахтиер. Бахтиер — по- русски счастье, — объяснил он нам.
Мы сидим со старшиной в тени деревьев. Через два часа ему снова на пост.
Садык-ака смотрит на верхушки деревьев.
У меня свой сейсмограф. Смотрю на верхушку дерева. Трясет или не трясет? Трясет — сразу же бегу на пост. Где ни буду, все равно на пост бегу.
И снова мы на перекрестке. Работает старшина милиции Садык Касымов.
Источник: Статья посвященная Садыку Касымову была опубликована в журнале "Огонёк" 1966 г. №46 (2055) Автор очерка: Ю. Сбитнев. Публикация в журнале была приурочена к Дню милиции в СССР. 11 ноября.
Понравилась публикация? Поддержите нас лайком и подписывайтесь на эксклюзивные публикации о Ташкенте .
Мы в Facebook: https://www.facebook.com/tashkentretrospective/
Мы в Instagram: https://www.instagram.com/tashkentretrospective/
Мы в Telegram: https://t.me/tashkent_retrospective
Tashkent Retrospective © 2020 г.
Внимание! Перепечатка публикаций (текст + фото) на других страницах Yandex-Дзен запрещена.
При использовании материалов блога в Интернете и соцсетях – обязательна прямая ссылка источник публикации.