Найти в Дзене
Strategeum-Y

Стратегии, разведка, «пять глаз» и британское кадротрясение

Прошедший уик-энд ознаменовался крупным кадровым решением в Лондоне. В отставку подал Марк Седвилл, занимающий сразу несколько правительственных постов — секретаря кабинета министров, главы Корпуса гражданской госслужбы (оба — с 2018 г.) и советника премьера по национальной безопасности (с 2017 г.). Для понимания масштаба события: более крутым событием в британской столице могла бы стать только смена премьер-министра. Седвилл занял свою уникальную кадровую позицию еще при прежнем главе британского правительства Терезе Мэй. За последние годы он стал одной из ключевых фигур в британской политике и административной иерархии Уайтхолла. Политические пасьянсы и аппаратные рубки Возглавив правительство после Мэй, Борис Джонсон, что называется, безжалостно «рубил головы» нелояльных ему политиков консервативной партии и решительно тасовал фигуры в кабинете и правительственном аппарате. В разряд "заднескамеечников" было выброшено четыре десятка влиятельных депутатов. Но Седвилл оставался непр
Оглавление

Прошедший уик-энд ознаменовался крупным кадровым решением в Лондоне. В отставку подал Марк Седвилл, занимающий сразу несколько правительственных постов — секретаря кабинета министров, главы Корпуса гражданской госслужбы (оба — с 2018 г.) и советника премьера по национальной безопасности (с 2017 г.). Для понимания масштаба события: более крутым событием в британской столице могла бы стать только смена премьер-министра. Седвилл занял свою уникальную кадровую позицию еще при прежнем главе британского правительства Терезе Мэй. За последние годы он стал одной из ключевых фигур в британской политике и административной иерархии Уайтхолла.

Борис Джонсон вступает в должность премьер-министра Великобритании в июле 2019 года. Справа - Марк Седвилл
Борис Джонсон вступает в должность премьер-министра Великобритании в июле 2019 года. Справа - Марк Седвилл

Политические пасьянсы и аппаратные рубки

Возглавив правительство после Мэй, Борис Джонсон, что называется, безжалостно «рубил головы» нелояльных ему политиков консервативной партии и решительно тасовал фигуры в кабинете и правительственном аппарате. В разряд "заднескамеечников" было выброшено четыре десятка влиятельных депутатов. Но Седвилл оставался неприкасаемым на первом этапе в силу своего ключевого положения в реальном властном раскладе сил, он обеспечил плавную передачу управления новой команде.

В лондонском управленческом истэблишменте сложились две основные категории:
- политики, т. е. фигуры занимающие выборные государственные должности; депутаты, не занимающие правительственных или парламентских постов, именуются, на слэнге, «заднескамеечниками»;
- государственные и муниципальные гражданские служащие; высшие госслужащие в кабинете и министерстве именуются, на слэнге, «мандаринами»

Марк Седвилл — «мандарин» со стажем. Дипломат с военно-политическим уклоном, с опытом работы в руководстве министерства внутренних дел (курировал спецслужбы и погранслужбу). На административную вершину в Кабинете министров пробился вопреки правилам, без захода через ведомство канцлера (министерство финансов). Получил рыцарские регалии и теперь переходит в статус ненаследствпенного пэра.

Церемония производства Марка Седвилла в рыцарское звание
Церемония производства Марка Седвилла в рыцарское звание

Истинный джентльмен, между прочим — президент Клуба сил спецопераций, ассоциирующегося с элитой британского разведывательного и спецназовского сообщества.

Его влиятельность при прежнем и нынешнем премьерах была сопоставима с ресурсом ведущих политиков-министров. Так, в начале нынешнего года, когда премьер Джонсон дал согласие на допуск китайской компании «Хуавей» к разработке ключевых элементов британских сетей 5G, поговаривали, что Седвелл «манипулировал» главой правительства, сломив сопротивление министров обороны и внутренних дел. Но все шишки и яростная публичная критика из Вашингтона достались Борису Джонсону.

Однако теперь, когда антипандемическое напряжение в британской системе управления спало, в ближнем кругу Джонсона стало нарастать стремление снести столь влиятельную фигуру, располагающую значимой политической автономией. Считается, что Седвилл является препятствием для некоего проекта реформы госслужбы в Великобритании (кстати, вместе с ним снесли "мандаринов" в министерствах иностранных и внутренних дел).

Седвил уходит со всех занимаемых правительственных постов. Но уходит не сразу, а только в конце сентября. Видимо, есть еще некие не вполне завершенные дела, которые не смогут сразу принять новые назначенцы (как говорят, его нынешние должности буду персонально разделены, их займут различные политики и администраторы). Рискнем предположить, что постепенный уход из власти сэра Марка Седвилла связан с его полномочиями советника по национальной безопасности. На него замыкалось очень многое в сфере внешней, внутренней и военной политики Великобритании.

-3

Примечательно, что уже через день обеспокоенность отставкой Седвилла выразили и профсоюз госслужащих, и чуткая к голосу профсоюзов оппозиционная Лейбористская партия. Затем к хору недовольных этим увольнением присоединились авторитетные отставные представители военных и дипломатических кругов Великобритании.

Лондонская газета «Индепендент» считает, что влиятельность Седвилла в Лондоне на посту советника по нацбезопасности сопоставима с влиятельностью в аналогичном статусе в США таких фигур, как Генри Киссинджер, Збигнев Бжезинский, Кондолизза Райс и Коллин Пауэлл.

«Пять глаз» и корректировка военного вектора

Для дополнительного освещения фигуры Седвмлла попробуем отмотать назад ленту еще некоторых событий. Что нам покажет обратная развертка?

Итак, о предстоящей отставке Седвилла стало известно 28 июня.

А 26 июня Комитет начальников штабов (КНШ) США сообщил, что председатель КНШ генерал Марк Милли встретился в Пентагоне с советником по национальной безопасности Соединенного Королевства сэром Марком Седвиллом. Пресс-служба КНШ была предельно лаконичной: «Оба лидера обсудили нынешнюю ситуацию с безопасностью в Азии и на Ближнем Востоке. Они также обсудили последнее развитие обстановки на глобальном уровне и контртеррористические мероприятия». Не правда ли, что-то нерядовое… Почему в КНШ отправился не визави Милли - начальник британского штаба обороны, или, хотя бы, министр обороны? В чем Седвилл более компетентен и обладает бóльшими полномочиями?

Но дальше — больше. В тот же день, 26 июня министр обороны США Марк Эспер на встречном курсе рванул через Атлантику. В Брюсселе он провел встречу с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом, а затем посетил британскую авиабазу Милденхолл, где развернуты формирования американских ВВС. Находясь на Милденхолле, Эспер провел разговор по телефону со свои британским коллегой Беном Уоллесом. Прелестно, не правда ли?

Напомним, что за неделю до этого министры обороны стран НАТО уже переговаривались под председательством Столтенберга целых три дня в режиме видеоконференции. Есть что-то, что касается не всех в Североатлантическом альянсе?

И как тут не вспомнить чуть более ранее официальное сообщение Пентагона о том, что 22-23 июня в режиме видеоконференции прошла встреча министров обороны стран коалиции «Пять глаз». Насколько можно судить по этому пресс-релизу, речь шла о согласовании общей военно-политической линии по Индо-Тихоокеанскому региону и по противоборству с Китаем. Там также говорится о неких «новых возможностях» для партнеров по коалиции «Пять глаз».

Не будем спекулировать и домысливать ситуацию, мы не специализируемся бульварщине. Но обратим внимание на то, что ранее «Пять глаз» упоминались преимущественно в контексте взаимодействия военных и радиотехнических разведслужб упомянутых стран. Теперь же последовало публичное официальное упоминание этой «англосаксонской» коалиции и в военно-политической сфере.

-4
«Пять глаз» – коалиция, сформированная после Второй мировой войны по инициативе британских разведывательных кругов для обеспечения технической интероперабельности военно-морских сил США, Великобритании, Канады, Австралии и Новой Зеландии. В последние годы «Пять глаз» поминались в связи с системой глобального перехвата и дешифрования информации в телефонных и киберсетях «Эшелон», «уходом за кордон» агента АНБ Эдварда Сноудена (2013 г.), коллективным ультиматумом разведок, предъявленным технологическим компаниям для получении доступа к данным в контексте кибербезопасности и нацбезопасности (2018 г.). 3 мая нынешнего года альянс «Пять глаз» публично обвинил Китай в сокрытии и уничтожении данных о COVID-19, опубликовав в СМИ выдержки из спецдоклада. Как отметил директор российского Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, в данном случае имел место «классический пример faith-based intelligence – разведки, базирующейся на вере, а не на фактах»

Иногда в системе «Пять глаз», как сообщила лондонская «Дэйли телеграф», возникают разногласия. Так было, вроде бы, по некоторым моментам доклада о COVID-19. Да, и когда Марк Седвилл «пробил» упомянутое выше правительственное решение о допуске «Хуавей» в британскую 5G, эта тема, как было слышно, активно дискутировалась в формате «Пяти глаз».

Так или иначе, Марк Седвилл пока остается в обойме видных технических фигур на Западе, специализирующихся на темах стратегии национальной и коллективной безопасности, военной и международной политики. Премьер Борис Джонсон перед лицом острой критики из-за данного увольнения был вынужден во вторник заявить, что Седвилл остается в кадровом резерве нынешнего правительства и даже будет, вероятно, предложен союзникам в качестве следующего кандидата на пост генерального секретаря НАТО.

Так что не будет терять этого британского функционера-тяжеловеса из виду.

Мы наблюдаем и анализируем.

© Strategeum-Y, 2020

Изложение содержания и воспроизведение фрагментов данной публикации допускается только при условии прямой гиперссылки на источник.
Перепечатка всего материала — только при условии письменного согласования.