Найти тему
RetroFeelka

Скандалы, интриги, провокации: тайная жизнь инфлюэнсерок XX века. Кратко о жизни знаменитых куртизанок. Часть первая.

Оглавление

О них злословили, их обсуждали, их осуждали, им завидовали, их боготворили, из-за них стрелялись и умирали.

Они жили ярко, блестяще, провокационно и эпатажно. Они меняли не только каноны моды и нормы морали, но и оказывали влияние на судьбы целых стран.

Сегодня под прожектором Ретрофилки блистают самые красивые и пленительные женщины конца XIX-начала ХХ веков.

1. Маркиза Паива - La Païva

Паива, урожденная Эсфирь Борисовна Лахманн, родилась в Москве 7 мая 1819 г. в семье бедного портного. В 16 лет ее выдали замуж за человека их круга- французского портного Антуана Вильюэна. Но через пару лет заскучав и устав от безденежья Эсфирь бросила годовалого сына и мужа, умирающего от туберкулеза, и сбежала из Москвы. Французская фамилия указала путь и долгая дорога привела ее в Париж, где Эсфирь поселилась в беднейшем квартале. Для того, чтобы выжить она устроилась в бордель и была вынуждена заняться проституцией под именем Тереза. Как и все товарки по несчастью она мечтала выйти замуж за богатого мужчину, который бы смог обеспечить ей безбедную жизнь. Но в отличие от них она не тратила все заработанное, а копила их для воплощения своей мечты в жизнь.

И однажды ей повезло. Отправившись на накопленные деньги в курортный городок Эмс она встретила там стареющего ловеласа, знаменитого пианиста Анри Герца. Она воспринимала его как "счастливый пропуск в счастливую жизнь", и сделала все, что бы удержать его возле себя. Из Эмса они вернулись уже вместе. Ее усилия оправдались, он без памяти в нее влюбился, ввел в круг парижской богемы, знакомил с самыми известными и влиятельными людьми того времени. Она родила ему дочь и даже представлялась как госпожа Герц. Анри был настолько ей зачарован, что чуть не спустил все свое состояние на ее капризы. И только вмешательство возмущенной родни положило конец их отношениям. Пока он был на гастролях в Америке, его семья выгнала ее из дома, уходя она в обмен на дочку забрала все драгоценности, полученные от Анри.

За время проведенное с Герцем Тереза сумела "вырасти" из уличной проститутки в элегантнейшую начитанную девушку с обширными связями.

После разрыва с Герцем ее сбережения начали быстро таять и на заложенные в ломбарде драгоценности она уехала по советам товарок в Лондон, где «красивые женщины могли получать от мужчин по 40–50 тысяч фунтов в год». Там она довольно быстро окрутила видного британского аристократа, трижды становившегося премьер-министром, лорда Эдварда Стенли. Однако он отказался уходить из семьи ради французской куртизанки, и она была вынуждена вернуться в Париж.

Еще будучи в Лондоне она поняла, что ранг простолюдинки мешает ей быть на равных с людьми высшего света. А отказ лорда Стенли жениться на ней поставил крест на ее надеждах. Поэтому вернувшись в Париж она начала целенаправленно искать мужчину с дворянским титулом. Вскоре она встретила состоятельного, молодого и привлекательного португальского маркиза Альбино Араужу де Паива с огромным состоянием, сколоченным на поставках опиума из Макао. Вцепившись в очередной "счастливый билет" она в рекордные сроки добилась от него предложения руки и сердца. Получив законный титул, имя и положение на следующий же день съехала от супруга, оставив тому записку: «Вы хотели меня – и Вы меня получили, а я, в свою очередь, обрела новое имя. Мы в расчете. Я выполнила свою роль добросовестно и обрела положение, к которому стремилась, а что касается Вас, мой дорогой, то Вы взяли в жены женщину, которую даже стыдно представить обществу. Предлагаю расстаться: Вы вернетесь в свою страну, а я и мое новое имя останемся здесь». Обозленный мужчина до самой своей смерти в 1871 году не давал ей развода.

Продолжая вращаться в высшем свете Парижа Паива встретила Наполеона III, и даже стала одной из его фавориток, но через пару ночей он ее бросил. Что очень задело Паиву, она затаила злость и в последствии использовала ее против Франции.

После смерти мужа Паива вышла замуж за молодого землевладельца и промышленника из Силезии графа Гвидо Хенкель фон Доннерсмарка. Их брак вызывал кривотолки, так как Гвидо годился ей в сыновья, а не в мужья. Но ей было плевать на мнение света, она наконец-то была абсолютно счастлива, этот брак дал ей все то, о чем она мечтала. Да еще и дал ей возможность отомстить за унижение Наполеоном.

Ее муж был близок к канцлеру Бисмарку и выполнял очень деликатные миссии, разведывая для него информацию. И Паива в этом ему очень помогала. Будучи опытной куртизанкой она умела слушать и выведывать информацию, зачастую и секретную. Издатели газет, журналисты, политики, писатели были частыми гостями на ее приемах. На протяжении шести лет супруги передавали в Пруссию секретную информации о Франции. И когда их раскрыли они были вынуждены бежать на родину Гвидо. Супруги поселились в замке Нойдек в Силезии. За время проведенное в Париже дела в поместье пришли в упадок, и состояние супругов оказалось не столь уж большим, и тут раскрылся талант Паивы. Она превосходно разбиралась в деловых вопросах и благодаря ее советам Доннерсмарк стал одним из самых богатых промышленников объединенной Германии. Паива скончалась от сердечного приступа 21 января 1884-го. Существует легенда, что безутешный вдовец не стал хоронить свою любимую – вместо этого он забальзамировал ее тело в хрустальном гробу, чтобы никогда с ней не расставаться, который обнаружила его вторая супруга Екатерина Васильевна Слепцова, утонченная красавица-аристократка, также родом из России.


2. Кора Перл

Рыжая англичанка Эмма Крауч была дочерью музыканта Фредерика Крауча из городка Плимут. В семье росло шесть дочерей и их воспитывали в излишней строгости. Финансовые неурядицы и кредиторы вынудили отца уехать на заработки в Америку, оставив жену и дочерей. Но уехав Фредерик на связь так и не вышел. Выйдя снова замуж ее мать отправила Эмму во Францию в монастырскую школу-интернат в Булони. Окончив школу Эмма стала жить с бабушкой. Благочестивая набожная старушка заставляла ходить внучку на церковные службы и постоянно страшила внучку опасностями, которые подстерегают юную девушку на каждом углу.

Устроившись в помощницы к модистке недалеко от Корвент-Гардена юная Эмма из любопытства и бунтарства начала принимать ухаживания пожилого мужчины, с которым столкнулась на улице. Он угощал ее пирожными и шампанским, и, в конце концов, лишил девственности. Наутро проснувшись она обнаружила на подушке пять банкнот по 1 фунту. Это была сумма, которую она никогда не держала в руках. И этот случай определил ее последующую жизнь. Стыд и легкие большие деньги, которые она получила не позволили ей вернуться к бабушке, на эти деньги она сняла комнату и так началась новая глава ее истории.

Вскоре она познакомилась с Робертом Биннелем, владельцем известного дома удовольствий «Argyll Rooms» на Трокадеро, где помимо бара и танцевальных комнат были номера, в которых принимали торгующие собой женщины. Став любовницей Биннеля Эмма переехала в люксовый номер и погрузилась в жизнь борделя. Быстро смекнув, что у женщин вокруг нее всего два конца: состариться нищей в полной деградации либо умереть от болезней, она захотела вырваться из бедности и перейти на элитарный уровень став содержанкой богатых влиятельных господ.

Для этого она уговорила Биннеля притвориться супружеской парой и съездить в Париж. Влюбившись в город она отказалась возвращаться обратно в Лондон, сменила имя на звучное "Кора Перл" и стала выцарапывать себе место под солнцем Парижа.

Первое время приходилось туго и Кора попала под опеку сводника месье Roubisse. Она обслуживала указанных им мужчин, а взамен получала уроки французского, начальные знания предпринимательского дела, обучалась в расширении своих профессиональных навыков. На протяжении шести лет ей приходилось отрабатывать все эти уроки, и только смерть сводника дала ей свободу.

Кора выгодно распорядилась обретенной свободой и полученными навыками, вскоре она встретила своего первого именитого любовника - 25-летнего Виктора Массена, герцога Риволи. Он ввел ее в свет, осыпал подарками, привил любовь к скачкам и подарил скаковую лошадь.

В Париже XIX века конкуренция среди куртизанок была высока, и чтобы выделиться среди пресытившейся публики Кора первой смекнула, что надо уметь эпатировать, привлекая внимание потенциальных спонсоров.

Она очень театрально одевалась, с намерением спровоцировать либо шок либо благоговение. Окрашивала волосы в смелые цвета. Например, она была замечена на прогулке с лимонного цвета волосами в тон желтого интерьера атласной кареты. Затем она стала появляться на публике с ручной собачкой, которой шили пальтишки в цвет ее гардеробу. Кора носила сложный макияж, использовала тушь и тени, наносила на лицо и тело пудру с серебром или перламутром , чтобы дать коже мерцающую полупрозрачность. Специально желтила зубы, чтобы подчеркнуть белизну кожи. Вела себя нарочито взбалмошно и экзальтированно.

К 1860 Кора стала одной из самых известных куртизанок в Париже и вошла в каталог "The Pretty Women of Paris", где перечислялись самые известные проститутки и куртизанки своего времени. За ночь с ней Кора просила 10000 франков.

На шее Перл носила цепочку с медальонами, на которых были изображения двенадцати гербов богатых аристократических семей, в каждой их них у нее были любовники и покровители.

Среди самых известных выходок Коры Перл упоминали следующие:

  • в 1860 году на бале - маскараде с участием элиты парижского общества Кора вызвала сенсацию одевшись в наряд Евы, еле скрывающий ее наготу.
  • в 1863 году Кора дралась на дуэли с куртизанкой Мартой де Вэр из-за внимания оного князя, который сбежал пока женщины наносили друг другу удары стеком по лицу.
  • в 1864 году куртизанка сообщила гостям, что им подадут мясо, которое они не смогут попробовать. А потом в обеденный зал на серебряном блюде внесли обнаженную Кору, где роль фигового листочка исполняла зелень петрушки.
  • в 1867 году добилась роли поющего амура оперетте Жака Оффенбаха, где появилась в полуголом виде, в сапожках, усыпанных бриллиантами и задирая ножки демонстрировала, что бриллиантами усыпаны и подошвы обуви.

Однако всему приходит конец и к 1870 году начался закат Коры Перл. Ненадолго уехав из Парижа с принцем Наполеоном, Кора с удивлением обнаружила, что Париж сильно изменился. Ее эпатаж и экстравагантность теперь воспринималась как бестактность и вульгарщина, у нее стало меньше состоятельных клиентов для оплаты ее счетов.

Но последней каплей терпения светского общества стала попытка суицида богатого и сумасбродного Александра Дюваля. Он был на 10 лет моложе ее и некоторое время Кора терпела Александра, нуждаясь в его деньгах, но когда он стал психически неуравновешенным - бросила его. Не выдержав ее холодности Дюваль вернулся к ее порогу с огнестрельным оружием и пытаясь проникнуть в дом спустил в себя курок. Говорили, что Кора просто захлопнула перед ним дверь, оставив истекать кровью, но очевидцы уверяли, что она занесла его в дом и обработала рану. Так или иначе, Дюваль выздоровел, а репутация Перл была полностью разрушена.

Принц Наполеон, который оплачивал ее счета, оставил ее. В течение следующего десятилетия она постепенно распродавала активы — дома, лошадей, драгоценности. К 1885 году у нее ничего не осталось и она жила в пансионате для бедных.

В 1886 году вышли ее мемуары, но из-за того, что были изменены имена покровителей и приуменьшены ее подвиги, книга признали скучной и неинтересной, что сказалось на скудных продажах.

Она умерла в 51 год от рака кишечника в1886 году . Один из ее бывших любовников анонимно оплатил расходы на ее похороны.