Найти тему

Свежие релизы июня: что слушать летом

 HAIM. Фото: chuffmedia.com
HAIM. Фото: chuffmedia.com

Самая зрелая работа трио сестер HAIM, третий лонгплей экзотичных экспериментаторов Khruangbin, на котором участники группы запели, сольная пластинка Кати Шилоносовой, при создании которой она вдохновлялась советскими 1980-ми и японской поп-музыкой, и второй альбом Фиби Бриджерс, самой заметной девушки с гитарой в настоящий момент.

HAIM – “Women in Music, Pt. III”

HAIM заявили о себе в начале 2010-х альбомом “Days Are Gone”, на котором умело совмещали отполированный до блеска софт-рок 1970-х в духе Eagles и Fleetwood Mac и мейнстримовый R’n’B из 1990-х а ля Destiny’s Child. В общем, как не трудно догадаться, дебютный альбом HAIM был очень качественно сделанной поп-записью, на которой участницы группы – три сестры Эсти, Даниэль и Алана Хайм – несмотря на свой юный возраст продемонстрировали свою приверженность старой школе, ориентированному на взрослую аудиторию формату канала VH1 и наплевательское отношение к каким бы то ни было трендам. HAIM быстро заполучили свою аудиторию, и вскоре уже играли на разогреве у Тейлор Свифт. Второй альбом “Something to Tell You” ничего не добавил к образу девушек, и многие слушатели поспешили записать HAIM в разряд групп, которые из года в год все с меньшим успехом пытаются повторить свой успешный дебютный альбом. Как оказалось зря…

Новая работа HAIM “Women in Music Pt. III” – это гораздо более смелая пластинка, чем можно было ожидать. Несомненно, это музыка все тех же трех девушек, но в этот раз демонстрирующих какую-то свою другую, новую сторону – более расхлябанную, свободную, смелую. Теперь в их музыке можно услышать отсылки к Лу Риду (наполненный саксофоном сингл “Summer Girl”) и Джони Митчелл (“Man From The Magazine”), а также олдскульные гитарные запилы (“All That Ever Mattered”), как будто сыгранные какой-то хэйр-метал-группой из 1980-х (дело рук гитариста The Voidz, сайд-проекта фронтмена The Strokes Джулиана Касабланкаса). Изменения в саунде и настроении связаны, в первую очередь, с личными трудностями, с которыми HAIM столкнулись в последние годы. У бойфренда Даниэль, продюсера Ариэля Ракшайда, был обнаружен рак, и когда у него началась ремиссия, Даниэлле диагностировали серьезную депрессию. Двух остальных сестер жизнь в последнее время тоже не  баловала – у одной погиб лучший друг, а другая борется с диабетом. К тому же, очевидно, общение с Эзрой Кенигом из Vampire Weekend не прошло даром. Именно с последним двойным альбомом нью-йоркцев Father Of The Bride”, в записи которого Даниэль принимала активное участие, и хочется сравнить “Women in Music Pt. III”. И не только из-за бесконечного треклиста – релизы роднит нарочитая олдскульность, бурлящая эклектичность и как будто пропитанный солнечным теплом саунд, который резко контрастирует с серьезностью текстов. Примечательно, что одним из продюсеров “Women in Music Pt. III” выступил бывший участник Vampire Weekend Ростам Батманглидж.

Слушать на Яндекс.Музыке

Phoebe Bridgers – “Punisher”

Второй альбом 25-летней Фиби Бриджерс, пожалуй, самой заметной девушки с гитарой в настоящий момент. 

В перерыве между двумя лонгплеями (дебютная пластинка певицы “Stranger in the Alps” вышла в 2017-м), она умудрилась сделать очень многое: создала девичью супергруппу Boygenius, с помощью которой отдала дань уважения классикам фолк-рока Crosby Stills & Nash, выпустила альбом с фронтменом Bright Eyes Конором Оберстом в рамках проекта Better Oblivion Community Center, записала сингл с фронтменом The National Мэттом Бернингером и поучаствовала в записи последнего альбома The 1975 “Notes on a Conditional Form”. Впереди совместный тур с The National, отложенный из-за коронавируса. 

Разносторонность Фиби отлично отражена в ее новом альбоме. Спокойная и элегантная запись одинаково понравится и ценителям Эллиота Смита, и знатокам сцены Лорел Каньона, расцветшей в Лос-Анджелесе в начале 1970-х, и тем, кто помнит женскую инди-сцену 1990-х, и даже ровесникам певицы, выросшим на эмо-роке. Те, кто будут внимательно вслушиваться в тексты песен Бриджерс, будут вознаграждены вдвойне – помимо отличных мелодий их ждут ироничный юмор, разнообразные отсылки к поп-культуре и многочисленные исповедальные признания, среди которых отповедь собственному некудышнему отцу и рассказ о болезненных отношениях с пьющим человеком. Пластинка полна перлов вроде “я не злая, это все мое лицо” или “удивительно, как же много можно наговорить, когда не понимаешь, о чем говоришь”. Каждая песня, как отдельный рассказ.  

Закончится все мощной “I Know the End”: с помощью последних минут альбома Фиби как будто пытается сбалансировать всю его тишь и гладь внезапной стеной шума, которая несомненно разбудить задремавшего слушателя. Под грохот гитар, духовых и барабанов девушка яростно кричит в микрофон “Конец близок”. 

Слушать на Яндекс.Музыке

Kate NV – “Room for the Moon”

Новая работа авант-поп-исполнительницы Кати Шилоносовой (также известной как Kate NV), вокалистки группы “ГШ” (в прошлом известной как Glintshake). 

В своем сольном творчестве Kate NV вдохновляется одновременно советскими 1980-ми и японской поп-музыкой примерно того же периода. Если с отсылками к японскими поп-исполнителям многим отечественным слушателям будет разобраться сложновато, то влияние советской поп-музыки и телевидения 1980-х они заметят легко. Например, название сингла “Marafon 15” отсылает к популярной на позднесоветском телевидении детской передачи “Марафон 15”, а звук “Room for the Moon” может порой напомнить, скажем, творчество раннего Владимира Преснякова-младшего.

Сама певица утверждает, что в советской поп-музыке ее, в первую очередь, привлекает наивность и простота – вещи, которые практически невозможно подделать. При этом, исполнительница берет только музыкальную и визуальную составляющие тогдашней поп-культуры, полностью игнорируя политический и социальный фон того времени. Не задаваясь вопросом, в каких условиях эта музыка и телешоу создавались. И в этом нет ничего удивительного, учитывая слова певицы о том, что с помощью своего творчества она пытается вернуть и себе, и слушателю ощущения детства, ощущение того волшебства, когда тебе никогда не скучно даже наедине с собой. “Мне в этом плане очень нравятся дети, потому что они всем увлекаются, их занимает очень многое, – говорит Катя в интервью “Афиши Daily”. – И свой альбом я люблю сравнивать с какими‑то детскими штуками, потому что, мне кажется, он про какие‑то глубинные ощущения радости от просто так. Ты со временем можешь забыть о том, что все классно, — и прикол в том, чтобы снова начать это замечать”. 

Творчество Kate NV, кажется, совершенно лишено каких бы то ни было примет времени. По “Room for the Moon” никак нельзя сказать, что эта пластинка была записана российской исполнительницей начала 2020-х. Возможно, это связано с тем, что Катя выпускает альбомы на зарубежных лейблах, но скорее – с тем, что ей действительно удалось создать свой ни на что не похожий мир. Например в видео к песне “Marafon 15” она смешивает эстетику Кейт Буш, советских телепередач и фильма “Приключения Буратино” 1976 года. Где вы еще такое увидите?  “Я ощущаю себя вырванной из московского контекста”, – говорит певица. – Я как будто бы сама по себе”. Более того, судя по восторженным рецензиями ведущих мировых музыкальных изданий, вроде Pitchfork и Clash, “Room for the Moon” – это все-таки универсальная музыка, понятная не только тем, кто вырос на “Будильнике” и “Утренней почте”. Катя практически одновременно поет на нескольких языках – французском, английском, русском, есть песня на японском, так что слушатели из разных концов мира, можно сказать, находятся в равных положениях. На каком-то эмоциональном, интуитивном уровне, вроде бы, всем все понятно и без слов. Редакторы Pitchfork, конечно же, не обязаны знать реалии советского телевидения и не понимают всей этой эстетики, но при этом назначают клип к песне “Plans” музыкальным видео месяца, оставив позади Леди Гагу, slowthai и Розалию с Трэвисом Скоттом.

Слушать на Яндекс.Музыке

Khruangbin – “Mordechai”

Как можно догадаться из названия группы, которое произносится “крунгбин” и в дословном переводе с тайского означает “летающий двигатель”, то есть “самолет”, трио из Хьюстона никогда осознанно не стремились покорять мировые чарты. Тем не менее, музыка Khruangbin, замешанная на таких экзотических элементах как тайский фанк 1960-х, иранская психоделия, восточноазиатский серф-рок, латиноамериканская и западноафриканская музыка, а также классические соул и даб, с каждым годом становится все популярней. Причем, почитателей у бассистки Лоры Ли, гитариста Марка Спира и барабанщика Дональда DJ Джонсона хватает и среди знаменитых коллег по цеху – трио сыграло на разогреве у таких, казалось бы разных исполнителей, как Massive Attack и Father John Misty. Впереди совместный тур с Tame Impala, отложенный из-за коронавируса.

 Объяснений такой популярности группы несколько. Khruangbin – настоящий продукт своего времени, когда каждый желающий имеет неограниченный доступ к музыке всего мира любой эпохи. Причем, для этого не нужно тратить много денег и путешествовать, находить интересные музыкальные магазины и рыться в залежах винила. Достаточно открыть браузер. В первую очередь, именно благодаря интернету стала возможна такая музыка. К тому же ее появление подоспело вовремя, к тому моменту, когда переполненный музыкальной информацией слушатель пресытился стандартными классическими образцами музыки, из года в год создаваемыми по одним и тем же лекалам, и устремил свой взгляд в сторону чего-то необычного и непредсказуемого.

“Mordechai” – третий альбом группы, на котором музыканты впервые добавляют к своей музыке вокал и представляют на суд слушателей полноценные песни. До этого момента (а точнее, до недавнего мини-альбома Texas Sun, записанного совместно с соул-певцом Леоном Бриджесом) Khruangbin создавали исключительно инструментальную музыку. В довесок к такому существенному нововведению, на своей новой работе трио щедро подсыпает к своему и так уже насыщенному музыкальному вареву новые специи родом из Пакистана, Кореи и Конго. 

Слушать на Яндекс.Музыке