Когда на советском телевидении вышел первый сезон сериала "Спрут", он произвел эффект разорвавшейся бомбы. Но то, что в СССР было в новинку, для Италии было хорошо знакомо. Во второй половине 60-х и на протяжении всех 70-х в Италии снималось немало политического кино, посвященного, как правило, связям мафии и политиков, социальной несправедливости, коррупции в ряда полиции и силовых ведомств.
Если большинство тем итальянского политического кино оригинальными не были, о классовой борьбе и социальных проблемах в 60-е кто только не снимал, то тема мафии во всем этом была новой. Во многом именно фильмы Рози, Дамиани и Скуэтьери сформировали образ Козы Ностры, принципиально отличающийся от гангстерских и криминальных фильмов Голливуда, Британии или Франции. "Бессмертность мафии" как многовекового социального явления, глубоко укоренного в обществе, это "изобретение" именно итальянского кино. В итальянских фильмах мафия - это никогда не конкретное ОПГ, а система, которая существует, так как сицилийское общество к ней привыкло и считает чем-то само собой разумеющимся.
5 этапных итальянских политических фильмов о мафии и коррупции
Сальваторе Джулиано (Salvatore Giuliano), 1962, режиссер - Франческо Рози
Один из первых итальянских фильмов, исследующих тему сицилийской мафии. В центре сюжета гибель известного сицилийского бандита Сальваторе Джулиано в 1950-м. Вокруг этого события выстраивается портрет послевоенного острова.
Руки над городом (Le mani sulla città), 1963, режиссер - Франческо Рози
Высказавшись на тему того, как всё непросто в Палермо и прилегающих к нему территориях, Рози делает тоже самое с Неаполем. В "Руках над городом" режиссер еще сильнее, чем в предыдущем фильме, обращается к теме коррупции и взаимовыгодного сотрудничества крупного бизнеса (в данном случае строительной компании) и политической власти.
Сова появляется днем (Il giorno della civetta), 1968, режиссер - Дамиано Дамиани
К концу 60-х облик итальянского политического кино уже сложился, а главным политическим режиссером страны стал талантливый ремесленник Дамиани, который в будущем поставит первый сезон легендарного "Спрута". Фильм "Сова появляется днем" имеет с историей комиссара Каттани немало общего. Капитан полиции в исполнении Франко Неро, недавно переведенный с материка на Сицилию, начинает расследовать казалось бы банальное убийство и обнаруживает, что в деле замешана мафия, к которой принадлежат практически все известные люди города.
Признание комиссара полиции прокурору республики (Confessione di un commissario di polizia al procuratore della repubblica), 1971, режиссер - Дамиано Дамиани
На 1971-й и 1972-й годы пришелся пик итальянского политического кино. Джулиано Монтальдо снимает биографический "Сакко и Ванцетти", Франческо Рози вновь обращается к реальной истории в фильме "Дело Маттеи", а Элио Петри снимает фильм "Рабочий класс уходит в рай". На этом фоне кино Дамиани выглядит не столь ярко, но в нем есть абсолютно всё, что должно быть в итальянском политкино: мафия, коррумпированная и не коррумпированная полиция, профсоюзы, борьба одиночки против системы.
Железный префект (Il prefetto di ferro), 1977, режиссер - Паскуале Скуэтьери
Снова про Сицилию и мафию, но на этот раз во времена Муссолини. Это история Чезаре Мори - человека, которому Дуче лично приказал привести непокорных сицилийских мафиози к порядку, предоставив абсолютный карт-бланш на любые методы. Конфликт строится на том, что Мори стремится полностью ликвидировать мафию как явление, в то время как фашисткой партии нужна только полная покорность верхушки Коза Ностры.