Вивиан Майер (1926-2009) – американская фотохудожница франко-австрийского происхождения, которая была – и остаётся – настоящей загадкой не только в мире искусства, но и среди людей. Полная биография художницы до сих пор остаётся загадкой: Вивиан вела тихую жизнь, и об её увлечении фотографией знали немногие.
Впервые её работы были представлены миру в июле 2009-го – почти через четыре месяца после смерти их создательницы. Человеком, "открывшим" Вивиан Майер, стал Джон Малуф, за копейки скупивший большую часть фотографий на аукционе. На момент продажи работы не позиционировались как произведения искусства. Просто истёк срок аренды помещения, в котором Майер хранила личные вещи. Их решили продать, поскольку хозяйки уже не было в живых, а родственников или друзей владельцам помещения обнаружить не удалось.
Из интереса Джон Малуф приобрёл одну коробку с непроявленными негативами. Увидев, что в ней скрывалось, он ещё сильнее заинтересовался личностью и творчеством фотохудожницы. Это заставило его перекупить остальные коробки с фотографиями у других покупателей. Он стал владельцем большей части архива художницы – и постепенно начал знакомить публику с творчеством непризнанного фотографа.
Сейчас, спустя 10 лет, её признали. Майер является одной из ведущих фотохудожниц ХХ века, отобразившей и сохранившей в пространстве своих работ Америку, которой больше нет. На её снимках играют дети, гуляют люди, и зачастую автору удаётся достичь особого чувственного накала.
Вивиан была способна поймать на ходу не только интересную форму, но и заложить в эту форму чувство – трепета ли, страха ли, сочетания ли прекрасного и ужасного. Да и любую другую антиномию (равно обоснованное противоречие). Главное противоречие наследия Вивиан Майер – её негативы полны жизни и драмы, а люди, запечатленные на них, порой уже бездыханны, и запечатленная ситуация унесена ветром времени.
Интересна оптика, с которой Вивиан смотрела на мир: она ловила себя в зеркале, что несли грузчики, наблюдала за игрой света и тени, подмечала мелочи, из которых состоит вечность и, конечно, фиксировала эмоции детей – пожалуй, только их она подпускала к себе близко.
Большую часть жизни Вивиан Майер провела в Чикаго, работая няней или сиделкой. Она знала мир детей доподлинно – и так же достоверно передала его в своих работах. Но плодов её творчества не видели даже члены семей, в которых она работала. Вивиан почти никогда не проявляла своих негативов, за всю жизнь она напечатала менее трёхсот работ.
Её называли "Мэри Поппинс с камерой" – каждый день художницу видели на улице, иногда ее буквально заставали врасплох. Она была вором. Главным инструментом "грабежа" ей служила камера; ценностью, за которой она охотилась, была личная жизнь людей, которых видела единожды. Среди "трофеев" есть даже фотография Одри Хепберн – смазанный кадр, вырванный из рук вечности.
"Майеровский бум" случился быстро – обнаруженные Малуфом работы заинтересовали как широкую общественность, так и деятелей искусства. Поток света упал на ранее невиданное сокровище – это не могло не произвести эффект. На данный момент выпущено две книги фоторабот Майер ("Вивиан Майер: уличный фотограф", "Вивиан Майер: вне тени"), а оригиналы её фотографий выставлялись в Европе, Азии, Америке и даже в России.
Появление художницы, о которой ничего не известно, заставило энтузиастов – и Малуфа в том числе – исследовать мир в поисках следов Вивиан Майер. Кем она была, где родилась, какое образование получила? Почему у неё не оказалось родственников? Были ли у неё друзья? Пыталась ли она когда-либо организовать выставку своих фоторабот, или не осознавала ценности собственного искусства? Что стало причиной, по которой она не показала своего лица миру, пока была жива?
Эти вопросы мучили Малуфа, и он сумел ответить на некоторые из них в своём документальном фильме "В поисках Вивиан Майер". Однако доподлинно ответить на них не сможет, пожалуй, никто. Майер относилась к своей личной жизни как к глубокому секрету.
Может быть, это правильно. У воспринимающей стороны не остается других способов судить о художнике, кроме как по плодам его творчества. Майер осуществила то, о чём так мечтал Марсель Пруст: чтобы произведение искусства никак не связывалось с личной жизнью автора, и обретало собственную ценность, вне зависимости от того, какой человек и при каких обстоятельствах его создал. Художница просто не оставила после себя полноценной биографии – человечество смогло обнаружить лишь какие-то её отрывки и обрывки, не дающие цельной картины.
Кто такая Вивиан Майер? Пусть её работы отвечают на этот вопрос. Жемчужины, что рассыпались по ночному небу, сияют так ярко, что глаза слепнут. Смотрите внимательно – фотография расскажет всё необходимое: под каким углом Вивиан Майер смотрела на мир, чтобы видеть в нем красоту.