Пока петербургская торговля ждет ответы на обращения к президенту Владимиру Путину и губернатору Александру Беглову, некоторые участники рынка непродовольственного ритейла начинают активно действовать и находят способы начать зарабатывать.
Предпринимательница Мила Нехаева владеет компаниями по продаже отделочных материалов и также магазинами женской одежды,у нее есть ООО и есть также ИП. Магазины Милы Нехаевой "застряли" в торговых центрах, они закрыты в связи с ограничениями по covid-19 с конца марта. "В какой-то момент я поняла, что надо начинать действовать немедленно, - рассказывает Мила Нехаева, - ведь должен быть выход из ситуации". Бизнесвумен стала заниматься тем, чем занимаются сейчас многие представители малого торгового бизнеса - искать помещение, которое бы помогло восстановиться.
Шоу-рум и фото-зона
Помещение площадью 250 м2 на мансардном этаже нашлось в здании на улочке, примыкающей к Лиговскому проспекту. Оно принадлежит городу и распоряжается им ГУП "Инпредсервис", обслуживающий консульства. Чтобы получить помещение, нужно также участвовать в конкурсе, но это будет не так безнадежно, как в аукционе на городское помещение, где зачастую орудуют спекулянты, уверена Мила Нехаева.
Здесь, по мнению предпринимательницы, можно организовать шоу-рум для нескольких компаний - можно хранить товар и также организовать его выдачу по коду.
Партнёрами могут стать и те, кому нужно 20-30-50 м2 площади под склад или шоу-рум, и те, кому необходима буквально одна полка или рейлинг, рассказывает Мила Нехаева, для представления и хранения товара. Также в планах предпринимательницы нанять курьеров и организовать доставку. Совместно это можно сделать намного дешевле.
В помощь тем, кто впервые столкнулся с торговлей через интернет, Мила хочет организовать и небольшую фото-зону. "Продавая через любые интернет ресурсы, мы все сталкиваемся с проблемой фотосессии нового товара, - рассказывает бизнесвумен, - это замечательно, если у нас будет возможность профессионально отснять коллекцию прямо не отходя от склада".
"За время изоляции люди стосковались по нормальным покупкам, не только на агрегаторах или через Инстаграм, и этим можно воспользоваться, - уверена Мила Нехаева, - можно продолжать показывать свой товар через Интернет - через любые площадки, которыми вы пользуетесь, а продавать здесь". Особенно вдохновляет предпринимательницу цена - примерно 500 руб за м2 в месяц и локация - в трех минутах от метро. "Нужно сделать небольшой ремонт, и я готова его сделать по самому экономному варианту, так как этим занимаюсь", - говорит Мила Нехаева. Она ждет еще нескольких партнеров, которые заинтересуются совместным проектом.
"И не ждать милости от природы в виде открытия ТЦ, которое может отложиться на неопределенный срок из-за второй волны covid-19", - говорит Мила Нехаева. Она считает, что такая работа будет более экономной по затратам, чем работа через агрегаторы, такие как Wildberries, Ozon, La Moda, Беру. "Там тоже нужно за все платить, за хранение, в том числе, а процент они берут не малый - до 40%".
Стоит отметить, что подобные проекты - шоу-румы, работали ранее в Большом Гостином Дворе - например, пространство "Среда" предпринимателя Дмитрия Тимуршина, шоу-рум еще ранее занимал торговые площади в Пассаже.
Съехать из ТЦ
На углу Новомосковской и Загородного, напротив станции метро "Владимирская" спешно открылся магазин обуви бренда Via Vittorio. Ранее этот магазин располагался в ТЦ "Галерея". Переезжали так спешно, что даже не стали вкладываться в ремонт на новом месте и не успели повесить вывеску. Поставили полки и расставили товар на фоне потрескавшихся немного белых стен - большой трафик гарантирует станция метро и оживленное место напротив "Владимирского пассажа", который также закрыт, как и все торговые центры города.
Весь товар вновь открытого магазина - сделанный в Китае по немецким и итальянским образцам, из натуральной кожи - распродают по одной цене, и весьма быстро. Продавцы поясняют, что коллекция закуплена зимой, ее надо сбыть в любом случае и они решились на отчаянный шаг - переезд из престижного ТЦ, куда не так просто попасть. "Нужно все продать, чтобы иметь возможность осенью закупить новые коллекции", - объяснили в магазине.
"Это арендатор Velvet, он недавно переименовался, - говорит Дмитрий Зубков, коммерческий директор ТЦ "Галерея", - честно говоря, массового побега из торгового центра нет, ситуация сейчас выглядит даже значительно лучше того, чем это было в 2015 году, но мне кажется, что это последствия эффекта "паузы", пока весь ТЦ закрыт, а деятельность арендаторов заморожена, мы же аренду сейчас практически не собираем. Всё будет ясно в течение первого квартала после открытия. Тогда и станет ясно, кто удержится, и какие будут продажи. Пока заявили о себе единицы, и это больше переговорная позиция, чтобы выбить себе бонусов на будущее, навязанная государственными мерами поддержки (имею ввиду право на односторонний отказ от договора и отсрочка оплаты на 2 года)".
Найти другую нишу
"А я, пока мои магазины в торговых центрах заморожены, - рассказывает предприниматель Татьяна Волощенко, арендатор торговых площадей в ТК "Балканский" и ТК "Континент", где она продавала женскую мультибрендовую верхнюю одежду для покупательниц 40+ - подумываю вообще сменить направления или же расширить свой бизнес, диверсифицировав его - например, открыть продовольственную торговлю".
Татьяна Волощенко рассказывает, что зачастую уйти из ТЦ невозможно, в этом случае требуют заплатить аренду 100%. Это очень дорого, аренда магазина в крупной торговом центре может стоить 150-200 тысяч рублей в месяц.
Первым делом Татьяна огляделась на Московском проспекте, неподалеку от места, где живет. "Но предлагают все очень дорого, - отмечает Татьяна Волощенко, - за 40 м2 просят 250 тысяч рублей в месяц". Открытие нового магазина стит-ритейла площадью до 60-70 м2 потребует расходов минимум в 1 млн рублей, которые пойдут на аренду, минимальный ремонт, баннеры.
Получить аренду помещения от города Татьяна Волощенко считает делом невозможным. "Участвовать в торгах не хочется, там обязательно столкнешься с очень высокой ценой, а быть субарендатором - очень дорого", - говорит предпринимательница. Поэтому она ищет какие-то возможности найти не дорогую аренду и включиться в новый вид торговли, например, в фермерскую. Качественная еда всегда нужна, даже в самые суровые времена, которые настали, например, в марте и жителям города можно было выходить из дома только за тем, чтобы купить продуктов. Татьяна уже изучает ассортимент Калининской и Софийской овощебаз и находит его весьма приемлемым для старта.
Артем Мельников, сооснователь сети магазинов "Фермер" (30 точек) уже в течение двух лет открывает фермерские магазины в Петербурге либо в населенных жилых комплексах, либо на высокопроходимых улицах. Предприниматель рассказывает про возросший интерес со стороны новых арендаторов именно сейчас.
"За время изоляции люди поняли, что работающими при любых обстоятельствах остаются продовольственный ритейл и аптеки, - говорит Артем Мельников, - но вот собственники помещений, связанные, вероятно, своими обязательствами, например, перед банками, пока не снижают цену на аренду, ставки стоят достаточно высоки, несмотря на обилие предложений".
Помещения: спрос и предложение
По итогам 2-го квартала 2020 года доля свободных помещений на основных торговых улицах Петербурга увеличилась на 2,3 п.п. и достигла 11,6%, свидетельствуют данные компании JLL. Это максимальное значение за последние 5 лет.
На десяти основных торговых улицах города за последние три месяца закрылось 120 магазинов, кафе и ресторанов. Однако это не превышает средний ежеквартальный показатель, поскольку в стрит-ритейле традиционно отмечается высокий уровень ротации. Рекордно малым во 2-м квартале является количество новых арендаторов – всего 44. Это минимальный квартальный показатель за всю историю наблюдений» —комментирует Наталия Киреева, руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге.
Наибольший прирост пустующих объектов за 2-й квартал наблюдался на Владимирском проспекте. Здесь вакантность увеличилась в три раза и достигла 15,7%. Освободили помещения Samsonite, Togas, бар «СПБ», «Вкусвилл» и другие. На Невском проспекте закрытия коснулись в основном сувенирных магазинов в результате снижение потока.
Диапазон ставок аренды на основных торговых улицах Петербурга по данным JLL:
по итогам 2-го квартала 2020 года: на Невском пр. от 7,5 тыс руб за м2 до 13 тысяч (включая НДС), на Староневском - от 3 до 6 тысяч, на ул. Рубинштейна - от 3,5 до 6 тысяч рублей, на Московском пр. - от 2,5 до 6 тысяч, на Каменноостровском - от 2 до 6 тысяч, на Большой Конюшенной от 3 до 5,5 тысяч, на Садовой - от 2,5 до 5 тысяч, на Владимирском пр. - от 2,5 тысяч до 4,5, 6-7 линии В.О. - 2,5 - 4 тысячи, Средний пр. от 1,8 тысяч рублей до 4 тысяч.